Подготовка и принятие управленческих решений
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой процесс выбора разумной альтернативы направления действий. Результат реализации принятых управленческих решений служит наиболее эффективной оценкой искусства руководителя. В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не только одной только личности, а чаще всего оно относится к подразделению или к организации в целом. Выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный.
В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях, можно выделить четыре модели принятия решений: модель «личностно-ограниченной рациональности» (удовлетворенность индивида), рациональная модель (организационная максимизация), политическая модель (индивидуальная максимизация), модель «организационно-ограниченной рациональности» (удовлетворенность организации).
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему.
Большую роль в принятии решения играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от одного этапа к другому.
Постановка задачи
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в Клинском лесном хозяйстве (КЛХ). Которое, как и многие другие российские фирмы, избавившись от плановой экономики, приобрело возможность регулировать объем производства и цен, чтобы получать максимальные доходы. Специалисты определили основные слабые и сильные стороны предприятия.
Серьезную опасность в дальнейшей деятельности составляют:
- сокращение внутреннего спроса на лесоматериалы
- отсутствие планирования в области маркетинга
- слабая кадровая политика
- появление новых коммерческих фирм в данной отрасли
Позитивные тенденции:
- высокий внешний спрос на лесоматериалы
- благоприятные условия на рынке труда
- высокое качество имеющихся ресурсов
- хорошая репутация и надежные связи с потребителями
Целью
Клинского лесного хозяйства является: получить максимальные доходы от потребительского спроса на мебель и другие товары сделанные из дерева.
- Определение проблемы
- Выбор альтернативы
- Определение условий, в которых происходит реализация альтернатив
- Установление критерия успешного решения
- Правило выбора
- Определение группы лиц, принимающих решение
- Принятие решений