Исторические подходы к организациям
Исторически сложились 2 подхода к организации:
- в Европе - макроподход: организация рассматривается как часть общества в целом (проблемы бюрократии, классовые конфликты, отчуждение человека и др.)
- в США - микроподход: в основе организации - единичные акты взаимодействия, акты труда - трудовые операции.
В середине XIX в. в США вышла книга Чарльза Баббаджа “Экономика машин и производства”, в которой доказывается, что основой управления является анализ видов работ. Тогда все общество можно рассматривать как большое предприятие. Исследователями стали сами управляющие, практики, а это придает такому подходу прагматический характер.
С точки зрения учения Ф.Тейлора организация - сумма операций. Она результат действий управляющих, которые ее сконструировали и управляют, в том числе, с помощью науки.
В организации происходит отделение планирования труда от его исполнения. В результате возникают две социальные группы: управляющие (главные в организации) и исполнители (не влияющие на управление).
При других подходах организация такова, каково общество. Движущие силы - конфликт (в обществе теорию конфликта сформулировали К.Маркс, Р.Дарендорф, М.Вебер), или конценсус (теория стратификации Р.Мертона и Т.Парсонса).
Теории организации развивались в рамках школ и подходов к управлению - одномерных и синтетических. Различают теории организации универсальные (существует единственный способ построения рациональной организации) и ситуационные (организация изменяется в изменяющихся ситуациях, при изменении технологии и внешней среды). Более жизнеспособны ситуационные теории.