Теоретические подходы к определению сущности и содержания эффективности организаций ТК
Эффективность организаций туристского комплекса (ТК) в общем виде определяют как отношение результатов ее деятельности к затратам, направленным на их качественное достижение- Эффективность есть характеристика процессов и воздействий сугубо управленческого характера, отражающая, прежде всего, степень достижения преследуемых целей, поэтому эффективностью обладает лишь целенаправленное взаимодействие.
Под эффективностью понимают:
a определенный конкретный результат (эффективность действия чего-либо);
a соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;
a функциональное разнообразие систем;
a числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
a вероятность выполнения целевых установок и функций;
a отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.
В отечественной науке и практике можно выделить материал, посвященный эффективности производства трех видов:
a апробированный, содержащийся в нормативных актах (методиках, инструкциях и т.п.);
a освещающий дискуссионные вопросы, отраженные в специальной литературе:
a а также касающийся вопросов, до конца пока не решенных, среди которых комплексная оценка деятельности организаций непроизводственной сферы, в т.ч. ТК.
Можно выделить, по крайней мере, два результата теоретических разработок проблем эффективности организации, выполненных еще до начала реформирования экономики, но продолжаемых активно использоваться и в настоящее время:
1) определение сущности и содержания основных видов эффективности:
a экономическая, социальная и социально-экономическая;
a народнохозяйственная и хозрасчетная;
a обобщающая (воспроизводства, хозяйства в целом), локальная (отдельных регионов и хозяйственных звеньев), частная (отдельных факторов производства) и отдельных фаз (сфер) воспроизводства.
2) обоснование критериев и показателей эффективности. Критерии отражают сущность эффективности, показатели служат средством измерения и сопоставления эффективности в соответствии с ее критериями.
В процессе эволюции менеджмента как науки и практики произошло изменение содержания критериев эффективности, отражающее новую роль организаций в обществе (табл. 2.2).
Таблица 2.2
Концепции школы |
Модель организации в аспекте | ||
подходы |
развития предприятия |
доминирующей функции менеджмента |
критериев эффективности |
1. Научный менеджмент - школа научного управления 1885-1920 гг. |
Механистическая конструкция |
Оперативное управление производством |
Экономическая эффективность или рациональное использование ресурсов |
2. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930-1950гг.) |
Коллектив людей, построенный на разделении труда |
Организация или управление персоналом |
Экономическая эффективность, учитывающая воздействие психологических факторов |
3. Системный подход /с конца 50-х гг. по настоящее время |
Сложная иерархическая система |
Стратегический менеджмент |
Системная целесообразность |
4. Ситуационный подход (с конца 60-х гг. по настоящее время) |
Общественная организация с самостоятельными интересами отдельных групп |
Политика |
Социально-экономическая целесообразность |
Оперативное управление организацией, хотя и было направлено на гарантированное выполнение текущих заданий в области производства, снабжения, маркетинга, управления персоналом и финансами, в основном было сосредоточено на производственных аспектах предприятия. Развитие стратегического менеджмента произошло значительно позже, и было направлено на конкретизацию основной цели предприятия (как организации, заинтересованной в развитии всех подсистем хозяйствования) путем принятия решений относительно групп потребления, видов товаров и услуг в соответствии с меняющейся обстановкой. Политика как функция управления рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение продуктивного взаимодействия с внешними и внутренними группами заинтересованных лиц, таким образом, чтобы их интересы соответствовали возможностям предприятия, не лишая его жизненно важных ресурсов.