Результативный подход к управлению в сопоставлении с обычно применяемым (действенным)
Практика показывает, что оценка непроизводственной сферы с помощью только лишь показателей результатно-затратного подхода не нацеливает их на достижение высоких конечных результатов деятельности, изыскание внутренних резервов и не способствует на деле повышению общей эффективности предоставляемых услуг.
Одна из характерных черт рыночных отношений — прагматизм участников. Любая ценность материального или нематериального характера представляет интерес лишь в том случае, если обладание ею способствует достижению каких-то целей, прежде всего экономических. Достижение поставленных целей считается признаком успешного управления. Деятельность любой организации ТК в качестве обязательных компонентов включает мотив, побуждающий к действию, цель — представление о будущем результате деятельности и средство достижения цели. Цели в организации ТК задают и определяют все другие ее параметры, примером чего может служить укрупненная классификация видов эффективности (табл. 2.5.)[3].
a лидерство в борьбе с конкурентами;
a максимизация «цены» или создание имиджа;
a рост экономического потенциала;
a рост объемов производства и реализации;
a максимизация прибыли;
a минимизация расходов;
a рентабельность и т.д.
Нередко высказывается мнение, что отношение достигнутых результатов к установленной цели (целевая эффективность) и отношение ресурсов к этим результатам (затратная или ресурсная эффективность) исчерпывают любую эффективность управленческих процессов. Тем не менее, мало различать эффективность результативную (целесообразную) и экономическую (затратную). Мало говорить о целесообразности результатов и результативности затрат. Необходим еще и анализ обоснованности самих целей деятельности организаций ТК. Словом, необходим анализ эффективности последней с точки зрения соответствия ее целей нормативным идеалам и ценностным нормам, принимаемым обществом на определенном этапе ее развития.
На этом основании выделяют следующие три вида эффективности:
a потребностную (отношение целей к потребностям, идеалам и нормам);
a результативную (отношение достигнутого результата к преследуемым целям);
a затратную (отношение затрат к достигнутым результатам). Эти виды эффективности образуют целую цепочку: потребностная эффективность предопределяет содержание результативной, а та — затратную (рис. 2.2).
Вообще говоря, цепочка «потребности — цели — задачи — ресурсы» (рис. 2.3) исчерпывает содержание разработки любого стратегического плана. Поэтому выделенные виды эффективности полностью соответствуют содержанию прогнозов и обеспечивают единство таких функций управления, как планирование и анализ эффективности — и планов, и итогов их выполнения.
Рис. 2.2. Взаимосвязь видов эффективности
Рис. 2.3. Содержание разработки планов организации
Если потребностную (П), результативную (Р) и затратную (3) эффективности выразить отношениями Ц/П, Р/Ц и Р/3, то комплексному понятию эффективности соответствует выражение:
Э = Ц/П х Р/Ц х Р/3.
Эффективность управления организацией определяется путем сопоставления эффекта, то есть результата, полученного в системе, с затратами, связанными с достижением данного результата. Оценка эффективности управления в российской экономике базируется на:
a критериях эффективности управления;
a показателях эффективности затрат на управление;
a обобщающих показателях эффективности управления;
a частных показателях эффективности управления;
a показателях соотносительности управленческих и производственных ресурсов.
Особо следует выделить эффективность управления организацией туристского бизнеса. Эффективность управления организацией ТК — категория сложная и многогранная. Многогранность эффективности управления обуславливает ряд понятийных схем, требующихся исследователям для ее выражения. В числе таких схем:
a эффективность труда управленческого работника;
a эффективность труда аппарата управления, его отдельных органов и подразделений;
a эффективность процесса управления;
a эффективность системы управления.
В настоящее время определение эффективности управления производится по следующим основным направлениям:
a анализ и оценка организационно-технических мероприятий по совершенствованию управления;
a определение общего эффекта, созданного совокупным работником;
a определение доли эффекта системы управления в общем эффекте организации ТК;
a определение результатов деятельности функциональных подразделений.
Определение эффективности управления рекомендуют рассматривать и как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, включающих оценку достижения цели, достижение эффекта, эффективность использования производственных и управленческих ресурсов (потенциала). Каждый последующий этап оценки выступает конкретизацией предыдущего этапа, дополняя и уточняя его.