Методы анализа и принятия управленческих решений
сравнение со среднеотраслевыми данными;
сравнение с нормами и нормативами;
сравнение с показателями других предприятий-конкурентов;
сравнение ежедневных показателей;
сравнение с лучшим результатом.
В процессе сравнений могут быть выявлены отклонения и выдвинуты предложения по реализации резервов. Метод требует сопоставимости сравниваемых показателей.
Основное содержание метода группировок - разделение на группы по каким-либо признакам. Он позволяет выявить и изучить взаимосвязи различных экономических явлений, наиболее существенные факторы, закономерности, тенденции, свойственные этим явлениям.
В экономическом анализе рассматриваются структурные и аналитические группировки.
В аналитических группировках из двух взаимосвязаны показателей один рассматривается как воздействующий фактор, а другой - как следствие этого воздействия.
На основании простых (по одному признаку) и комбинированных (по нескольким признакам) группировок строятся с ответствующие групповые таблицы, позволяющие достичь цели анализа.
Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы.
Индекс - это цифровой показатель, выражающий в относительных величинах последовательные изменения какого-либо экономического явления (индекс цен, индекс роста инфляции, индекс роста биржевых котировок, индекс роста производительности труда и т.п.). В качестве базы для сравнения могут использоваться данные предыдущих периодов времени, плановых заданий.
Метод позволяет разложить по факторам относительные и абсолютные отклонения обобщающего показателя, выявить влияние на изучаемый показатель различных факторов.
В статистике используется несколько форм индексов (агрегатная, арифметическая и др.)
В экономическом анализе деятельности фирм используются индексные математические модели, являющиеся основой оценки количественного влияния отдельных факторов на динамику обобщающего показателя.
Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей с целью выяснения и измерения их взаимного влияния и оценки повышения эффективности деятельности фирмы.
III. Экономико-математические методы. Экономико-математические методы применяются для глубокого анализа и разработки наилучших (оптимальных) вариантов управленческих решений в сложившихся или планируемых экономических условиях.
В управленческой практике для решения экономических задач прибегают к различным экономико-математическим методам и приемам. Наиболее удобная классификация математических методов и приемов рекомендована В.М. Колпаковым.
Классификация включает:
а) методы элементарной математики (при разработке плана, проекта, потребностей в ресурсах, и т.д.);
б) классические методы математического анализа (дифференциальное, интегральное, вариационное исчисление);
в) методы математической статистики (методы изучения одно - мерных (многомерных) статистических совокупностей);
г) эконометрические методы (производственные функции, межотраслевые балансы "затраты - выпуск", национальное счетоводство);
IV. Статистические методы. Статистические методы реализуются при помощи сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реальных действий фирмы, так и выработанных искусственно, путем статистического моделирования на ПЭВМ. К этим методам относятся последовательный анализ и метод статистических испытаний.