Понятие технологических инноваций
Обзор существующих статей, посвященных инновациям, показал, что большинство авторов рассматривают это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования, преимущественно касающихся нововведений в области техники и технологии. Действующие в настоящее время международные нормы по сбору, обработке и анализу данных об инновациях, установленные Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, разработаны только применительно к технологическим инновациям. Они охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения.
Технологические инновации, осуществляемые в сети магазинов "Домоцентр", направлены на технологическое обновление деятельности, а также на создание и расширение новых направлений деятельности компаний.
Технологические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Основные виды технологических инноваций и их характеристика приведены в приложении 2.
Следует отметить, что коммерциализация инноваций возможна лишь в том случае, когда инновации выступают как товар на рынке и существуют возможности ее реализации. В случае, когда инновации не принимают товарной формы (новая техника и технология создается для использования в производственном цикле компании), коммерциализация является лишь потенциальным свойством инновации и может быть реализована в перспективе. Коммерциализация инновации может быть затруднена и в связи с недостаточной эффективностью новой техники и технологии в существующих экономических условиях.
На предприятиях торговли эта проблема является весьма актуальной. Разрабатываемые технологии зачастую, показывая высокую технологическую эффективность, оказываются экономически неэффективными вследствие неблагоприятного общего экономического фона в стране.
Диффузия инновации – процесс распространения нововведения во времени в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от ряда факторов, в том числе формы принятия решения, способа передачи информации, восприимчивости к нововведениям субъектов социально-экономической системы, свойств самого нововведения.
Сеть магазинов "Домоцентр" является как потребителем, так и производителем инноваций. В соответствии с этим, инновации, реализуемые организацией, можно классифицировать по месту в системе: инновации на входе, инновации на выходе.
Инновации на входе предполагают изменение в выборе и использовании ресурсов, машин и оборудования. Инновации на выходе предполагают изменения в продуктовой линии (ассортимент и качество продукции), услуг (в сбытовой сети), информации и т.д.
В приложении 3 приведен перечень 25 основных технологических инноваций.
Технологические инновации в сети магазинов "Домоцентр"