Оценка риска создания инновационной деятельности
Есть сложившееся общее определение риска как сочетание вероятности события и его последствий (негативных и позитивных). При этом под вероятностью понимается мера того, что событие может произойти, а под событием – возникновение специфического набора обстоятельств, при которых происходит явление, влекущее за собой последствия.
В целом причины неуспеха можно разделить на две большие группы: маркетинговые просчеты и внешние обстоятельства.
К внешним обстоятельствам принято относить непредвиденные изменения в рыночной среде, негативно сказавшиеся на спросе на новую услугу или товар (изменение потребительских предпочтений, неожиданный ход конкурентов в ценовом противостоянии, финансово-экономический кризис и т.д.).
Однако чаще всего причинами неуспеха становятся рыночные просчеты фирмы: «размывание» новизны товара или услуги, отсутствие четкого целеполагания, ошибки в выборе целевого рынка, слабый комплекс marketing-mix, несовершенство качественных характеристик товара, временные ошибки, несоответствие планового и фактически необходимого бюджета.[22]При реализации данного инновационного проекта возможно возникновение следующих видов рисков, они представлены в приложении 2.
Для качественного анализа рисков инвестиционного проекта ООО «Зазеркалье» на основе бального метода для получения классификации рисков по степени воздействия и уровню приемлемости необходимо произвести следующие действия:
ü определить показатель риска
Таблица 1 Определение показателей риска
Показатель |
Величина |
Вероятность реализации риска |
Низкая, ниже средней, средняя, выше средней, высокая |
Потери нововведения |
Незначительные, небольшие, ощутимые, существенные (очень ощутимые), критические |
Влияние на нововведение |
Игнорируемое, незначительное, умеренное, существенное, критическое |
Уровень |
Незначимый, значимый, критически значимый |
ü ранжировать вероятность реализации риска
Таблица 2 Ранжирование вероятности реализации риска
Характеристика величины |
Вероятность (Р) | |
баллы |
в долях единицы | |
Низкая |
1 |
0,0 < P ≤ 0,01 |
Ниже средней |
2 |
0,01 < P ≤ 0,05 |
Средняя |
3 |
0,05 < P ≤ 0,10 |
Выше средней |
4 |
0,10 < P ≤ 0,20 |
Высокая |
5 |
0,20 < P ≤ 1,0 |
ü ранжировать величину потерь
Таблица 3 Ранжирование величины потерь
Характеристика потерь |
Величина потерь (Р) | |
баллы |
в долях единицы от стоимости нововведения | |
Незначительные |
1 |
0,0 < P ≤ 0,01 |
Небольшие |
2 |
0,01 < P ≤ 0,05 |
Ощутимые |
3 |
0,05 < P ≤ 0,10 |
Существенные |
4 |
0,10 < P ≤ 0,30 |
Критические |
5 |
0,30 < P ≤ 1,0 |