Анализ достоинств и недостатков различных методов обучения
· при просмотре видеофильмов исключается такой мощный фактор воздействия на обучающихся, как личность преподавателя. Убежденность, энергетика, личное обаяние преподавателя повышают готовность слушателей к усвоению учебного материала.
4. Дистанционное обучение.
Преимущества дистанционного обучения
· в учебный процесс можно вовлечь большое число сотрудников;
· обучение осуществляется на рабочем месте;
· сотрудники меньше отрываются от своих обязанностей;
· возможность выбора удобного времени для обучения;
· знания, приобретенные в процессе обучения можно тут же применить на практике.
5. Кейс-обучение.
Преимущества метода:
· каждый участник имеет возможность сопоставить свое мнение с мнением других участников;
· актуальность решаемых проблем и их тесная связь с профессиональным опытом участников;
· высокая мотивация и высокая степень активности участников.
Недостатки метода:
· плохо организованное обсуждение может потребовать слишком много времени;
· можно не достичь желаемых результатов, если участники не обладают необходимыми знаниями и опытом;
· высокий уровень требований к квалификации преподавателя, который должен правильно организовать работу и задать направление обсуждения, чтобы добиться желаемого результата.
6. Деловая игра.
Преимущества деловых игр:
· позволяют всесторонне исследовать проблему, подготовить и принять решение.
· позволяют обучить сотрудников моделировать реальные ситуации, действовать эффективно;
· позволяют оценить готовность и умения персонала решать те или иные проблемы;
Деловая игра предполагает наличие определенного сценария, правил работы и вводной информации, определяющей ход содержания игры.
Проведение игры проходит три этапа: подготовка, непосредственное проведение и разбор хода игры, и подведение итогов.
Особенно интересен и содержателен разбор игр, когда при ее проведении используется видеозапись.
7.Групповая форма обучения.
Преимущества работы в группах:
· развитие самостоятельности сотрудников;
· формирование у сотрудников навыка принятия решения;
· повышение мотивации сотрудников за счет того, что они осознают степень своего влияния на ситуацию внутри организации. Обучение в рабочих группах
8. Ротация.
Преимущества метода ротация:
· оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника;
· помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;
· расширяет социальные контакты на рабочем месте.
Варианты оценки потребностей в обучающих программах
Анализ потребностей в обучении может быть проведен как в целом для всей организации, так и для отдельных групп сотрудников.
Методика выявления потребностей в обучении строится на следующих основных принципах: обучение необходимо только в том случае, если преследует конкретную цель. Цель обучения может быть определена только при условии, что выявлены и проанализированы потребности в обучении персонала. Выявленные потребности должны быть обобщены с целью выделения приоритетных областей для обучения и форм обучения.
Оценка потребности в обучении проводится для того чтобы:
1. Определить уровень знаний, навыков, компетенций, необходимых для достижения поставленных руководством компании задач;
2. Оценить существующий уровень компетенций сотрудников;
3. Определить области развития персонала компании;
4. Сформировать программу обучения персонала в соответствии с целями развития организации и выявленными областями развития.
Методы выявления потребностей в обучении:
· интервью или индивидуальные консультационные сессии с клиентом (обычно собственником или директором предприятия);
· структурированное интервью с ключевыми руководителями;