Контроллинг как способ достижения высоких конечных результатов деятельности предприятия
Контроллинг - это система управления достижением конечных целей фирмы. Это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных подразделений. Служба контроллинга стремится так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и финансовых показателей, чтобы по возможности исключить или минимизировать ошибки, отклонения, просчеты как в настоящем, так и в будущем. [10;42]
На первой стадии внедрения контроллинга его инструментарий своевременно сигнализирует о том, возникают ли негативные отклонения, чтобы своевременно принять противодействующие меры. [10;43]
Контроллинг управляет, контролирует, корректирует оперативными и стратегическими аспектами в планировании. Он также формирует и управляет системой учета и внутренней отчетности. Контроллинг тесно связан с бухучетом, финансовым анализом, финансовым менеджментом, стратегическим и общим менеджментом. Он занимается планированием и постановкой цели, сбором и анализом внутренней и внешней информации, целенаправленным управлением, коордицацией и контролем. [10;16]
Основные задачи контроллинга:
--информационное обеспечение процессов учета, планирования, прогнозирования;
--регулирование и контроль за производственными и финансовыми аспектами деятельности предприятия;
--выполнение функции интеграции, системной организации, координации;
--контроль, сравнение заданных и фактических показателей, анализ отношений, преимуществ, недостатков;
--управление, проведение мероприятий по подготовке, корректировке стратегий и задач.
Контроллинг ориентирован на «узкие места», т.е. наиболее слабое звено предприятия. Такие места на практике являются сдерживающими факторами поступательного развития предприятия. Задача службы контроллинга заключается в поиске и ликвидации экономическими мерами «узких мест». [10;22]
В контроллинге различают одноступенчатый, двухступенчатый, многоступенчатый метод покрытия издержек.
Рассмотрим эти методы на примере ВК ЦГМ.
Одноступенчатый метод покрытия издержек позволяет ведение постоянного учета суммы покрытия в форме краткосрочного учета прибылей и убытков с разделением по группам продуктов. Для примера используем данные за 2006г.
Наибольшая сумма покрытия в выручке приходится на метеорологические услуги (37,7%). Цель применения одноступенчатого метода это ранжирование оказанных услуг по уровню покрытия издержек. Так у ВК ЦГМ на первом месте метеоуслуги, на втором - экологические, на третьем – гидрологические. С помощью этого метода можно ответить на вопросы: какой продукт в определенный период приносил какую прибыль и какому продукту отдать предпочтение при увеличении производства. В данном случае, наибольшую прибыль принести метеоуслуги. Для того чтобы ответить на второй вопрос необходимо сделать дополнительные расчеты.
Ряд ранжирования 1 показывает доходность каждой конкретной услуги. Так в 2005г. услуги гидрологии оказались доходнее, чем экологические. Однако доходность не гарантирует успешную реализацию продукта. Чтобы снизить риск неудачно принятого решения целесообразно рассчитать процент покрытия от всего покрытия. Так общей сумме покрытия гидрологические услуги оказались на третьем месте и составили всего 9,3% от общей суммы покрытия (ряд ранжирования 2). По сути, это интегральный показатель, в котором учитывается доходность каждой услуги и ее роль в формировании общего денежного потока. По таблице видно, что наибольший денежный поток в организацию поступает от оказания метеорологических услуг. Поэтому второй ряд ранжирования позволяет определить приоритеты в изменении ассортимента продукции.
Двухступенчатый метод учета суммы покрытия является более совершенным методом контроллинга, так как он предоставляет всю необходимую информацию об издержках и о прибыли. Двухступенчатый метод учета сумм покрытия использует в своих расчетах тот факт, что постоянные издержки можно разделить на специальные и общие. Специальные - это те постоянные издержки, которые можно конкретно отнести к тому или иному направлению деятельности. Общие постоянные те которые относятся ко всей организации. Этот метод позволяет управлять производством не только контролируя переменные издержки и выручку, но и специальные издержки, которые также поддаются учету и анализу.