Понятие кризиса, виды и особенности управления деятельностью предприятия в условиях кризиса
Некоторыми исследователями [7, с. 34] выделяются те же стадии, однако понятие "кризис" в них неправомерно заменяется другим понятием - "банкротство": допустимое банкротство, критическое банкротство, катастрофическое банкротство.
Похожая классификация кризисов хозяйствующего субъекта по глубине приведена Н. Томом и И. Кацом:
а) кризис ликвидности - реальная потеря платежеспособности, необходимы срочные меры, иначе предприятие будет вынуждено уйти с рынка;
б) кризис успеха - характеризуется явным негативным отклонением фактического состояния от запланированного (например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности и т. д.);
в) кризис стратегии - происходят сбои в развитии предприятия, снижается потенциал успеха, ослабевают защитные возможности в конкурентной борьбе, хотя положение предприятия в данный момент (ситуация успеха) может казаться вполне удовлетворительным. Намечающийся разрыв между вероятными и желаемыми результатами может быть ликвидирован лишь путем изменения прежней или принятия новой ориентации (например, выход на новые рынки, технологические инновации), причем процесс, как правило, рассчитан на многие годы.
На Западе же (Booth, 1993 [44 , с. 86-88] ; KouzminandJarman, 1992; Selbst, 1978) кризис по глубине протекания принято подразделять на:
подкрадывающийся кризис ("CreepingCrisis");
рутинный кризис ("RoutinisedCrisis");
неожиданная
полная угроза ("Completely Unexpected SuddenThreat").
4. Кризисы хозяйствующего субъекта, в зависимости от стадии развития организации [16, с. 2-8] :
а) кризис лидерства - наступает в конце первой стадии развития организации "развития на основе творчества", когда возникает острая необходимость в формализации основных идей, функций и направлений деятельности;
б) кризис автономии - знаменует собой окончание второй стадии развития организации "развития, основанного на руководстве",когда степень бюрократизации организации превышает допустимый уровень;
в) кризис контроля - завершает третью стадию "развитие, основанное на делегировании" и характеризуется плохой управляемостью (контролем) организацией, за ним следует новая стадия эволюционного развития организации - "развитие, основанное на координации", которая, по мнению автора, и является лучшим временем для проведения структурных преобразований;
г) кризис границ - наступает, когда развитие на основе координации полностью исчерпывает себя и организация оказывается перед угрозой распада на отдельные структурные подразделения, выходом из сложившейся ситуации становится следующая стадия -"развитие, основанное на сотрудничестве";
д) кризис психологической усталости и доверия - является последним кризисным явлением в процессе развития организации, за которым следует либо смерть организации, либо переход ее в качественно новое состояние - "дуальную структуру", основанную на"привычках" (для осуществления ежедневной рутинной работы)и "рефлексии" (для стратегически новых видов деятельности и личного духовного обогащения).
5. По длительности:
а) краткосрочные;
б) среднесрочные;
в) долгосрочные;
г) сверхсрочные [6, с. 15 ].
6. По природе:
а) циклические (систематические, регулярные);
б) несистематические (нерегулярные).
7. Циклические кризисы также дифференцируются в зависимости от длительности цикла:
а) короткие циклы ("циклы Китчина") - период 3 года и 4 месяца;
б) средние циклы ("циклы Жугляра") - период 10 лет;
в) длинные циклы ("циклы Кондратьева") - период 48-55 лет.
8. По характеру (согласно теории А. А. Богданова):
а) "конъюгационные" - соединительные;
б) "дезюнктивные" - разделительные [27, с. 176 ].