Исследование рынка химчисток-прачечных. Основные проблемы и трудности
Сегодня отрасль бытовых услуг является растущей. Объем бытовых услуг для душу населения растет и возрастает. Все большее число людей прибегают к бытовым услугам. На современном темпе жизни, человеку просто не обойтись без этих услуг. Это касается и услуг химчисткиВ первых химчистках чистили вещи бензином. С тех пор состояние отрасли сильно изменилось в лучшую сторону. Сегодня, сдавая грязную вещь в химчистку, мы получаем обратно хорошо упакованное, приятно пахнущее и сияющее чистотой изделие. За этим стоят усилия десятков работников химчистки, современное оборудование и четкий отработанный производственный цикл.Основу российского рынка химчисток составляют средние фабрики с одновременной загрузкой (до 50 кг вещей), мини-химчисток (до 20 кг одновременной загрузки) в десятки раз меньше, чем в Европе. Так, на 160 тыс. россиян приходится одна фабрика-химчистка.
В регионах рынок только начинает складываться, с высокой вероятностью можно предположить, что пустующее пространство этой сферы будет заполняться мини-химчистками, поскольку они требуют небольших по сравнению с фабриками вложений и достаточно быстро окупаются.
Используя при покупки оборудования для производства не заемные деньги, при правильном ведении бизнеса и при благоприятных условиях (свое здание или невысокая аренда) реально окупиться за 1,5-2 года. На рентабельность существенно влияют коммунальные расходы - за электроэнергию, воду, газ и т.д. Если в регионе нормальные цены на услуги быта, то можно не только вернуть вложенное, но и постепенно расшириться.
Выход на рынок занимает немало времени. С точки зрения согласований административный барьер серьезный, к тому же очень жесткие требования: Госторгинспекция, СЭС, Госгортехнадзор и прочие инспекции.
Первая трудность - найти помещение под будущую химчистку-прачечную. Ситуация в Санкт-Петербурге со свободными нежилыми помещениями катастрофическая, расширению действующих предприятий мешают объективные факторы. Большинству предпринимателей плата за аренды не под силу.
Вторая проблема - требования к оснащению помещения. Привожу в качестве примера рекомендуемые требования к помещению для мини-химчистки производительностью до 30 кг одежды в час.
Главное требование к химчисткам, которое затрудняет поиск новых площадей, - размещение в отдельно стоящем нежилом здании, отстоящем минимум на 50 м от жилых зданий. Желательно размещение на первом этаже (цокольный этаж или подвал), так как эксплуатационная нагрузка на пол составляет до 15000 Н/куб. м. Есть требования и к объему производственных помещений - не менее 15 куб. м на одного работающего, высота потолков - не менее 3,2 м. Помещение должно, ко всему прочему, иметь два эвакуационных выхода. Общая минимальная площадь - 150-250 кв. м, в том числе: Производственные помещении; Холл для посетителей; Складские помещения; Административно-бытовые помещения .
Отделка производственных помещений. Она должна соответствовать требованиям санитарных норм, а именно: стены выложены глазурованной плиткой или окрашены водоотталкивающей краской; потолки окрашены водоотталкивающей краской; полы покрыты влагоотталкивающим, не образующим пыли покрытием с гидроизоляцией.
Внешние коммуникации: Электроэнергия. Вода - холодная, потребление до 0,5-1,0 куб. м/час. Канализация - обычная (городская), диаметр слива - 70-100 мм, объем слива равен потреблению. Отопление и горячее водоснабжение.
Внутренние коммуникации. Приточно-вытяжная вентиляция с кратностью обмена 10-15, осветительные приборы полгерметичного исполнения, освещенность до 750 люкс. Рабочее давление парогенератора - 5-6 бар, компрессора - 10-12 бар. Разрежение вакуума в вакуумной установке - 0,5-0,6.
Бытовые помещения. Туалеты, умывальные и душевые комнаты, раздевалки и помещения для приема пищи.
Оборудование для этой химчисток делят на основное, отделочное и вспомогательное - отдельно для химчистки и прачечной. При таком подходе возникает закономерный вопрос: разумно ли объединять химчистку и прачечную под одной крышей, если оснащаются они различными машинами? Оказывается, объединение этих двух смежных бизнесов отнюдь не случайно, а экономически обосновано. Некоторые элементы химчистки и стирки пересекаются: не всякий пуховик можно чистить. Покупать оборудование придется все равно, значит, имеет смысл эксплуатировать его основательно. Прачечная на 20% ниже химчистки по доходности, и объединение услуг - требование современности.