Управление рисками в деятельности предприятия
Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.
Из всего вышеперечисленного видна актуальность и необходимость наличия на предприятии эффективной системы управления риском. Эта система позволит, управляя рисками и снижая их влияние до минимального уровня, не допустить дальнейшее углубление кризиса большинства сфер деятельности и, в конечном итоге – стабилизировать положение.
Управление рисками включает в себя следующие фазы:
- Выбор стратегии и тактики управления риском;
- Определение средств, приёмов и методов управления риском;
- Разработку программы по снижению степени риска.
При управлении рисками необходимо использовать внутренние и внешние механизмы их нейтрализации. Основными объектами для внутренних механизмов нейтрализации рисков являются, как правило, все виды допустимых рисков, значительная часть рисков критической группы, а также не страхуемые катастрофические риски. Преимущество использования таких механизмов – высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, не зависящих от других субъектов предпринимательства.
Внешние механизмы нейтрализации рисков предусматривают различные виды страхования, представляющие по существу передачу определённых рисков, которыми очень сложно (если вообще возможно) управлять, от страховщика к страхователю. Как правило, эти виды связанны с действием внешних факторов риска, а вероятности их известны с высокой степенью точности.
Механизмы нейтрализации рисков включают в свой арсенал средства разрешения риска, приёмы и методы снижения уровня риска. Средства разрешения риска достаточно распространены в предпринимательской деятельности. Ими пользуются те предприниматели, которые предпочитают действовать наверняка, отказываясь от рискованных проектов, перенося риск на какое-нибудь третье лицо.
Основой разрешения рисков являются качественные подходы к управлению рисками:
- избежание риска, т. е. уклонение от мероприятия, связанного с риском;
- удержание риска – оставление риска за субъектом предпринимательской деятельности, его ответственности;
- передача риска кому-то другому, например, страховой компании;
- поиск гарантов, которые заинтересованы в уникальных услугах.
Основными мерами передачи риска партнёрам, для организации являются:
1. Передача рисков путём заключения договора факторинга. Факторинг – это продажа дебиторской задолженности по сниженной цене специализированной компании-фактору с целью получения денежных средств. Предметом деятельности является кредитный риск предприятия, который в преимущественной его доле передаётся коммерческому банку или факторинговой компании. Это позволяет предприятию в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска и получить оборотный капитал.
2. Передача риска путём заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении должником своего обязательства, поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предприятие использует поручительства для привлечения заёмного капитала и при этом несёт ответственность перед поручителем за чёткое исполнение договора поручительства. Для данного средства риск – возможность невозврата кредита выданного фирме. Кредитор путём требования договора поручительства передаёт риск невозврата кредита и связанные с ним потери поручителю, и поручитель приобретает этот риск.
При управлении рисками предприятия используются приёмы снижения степени рисков, которые представляют собой более гибкие инструменты управления для уменьшения вероятности потерь. Основными приёмами снижения степени риска исследуемого предприятия являются:
1. Диверсификация – рассеивание риска за счёт распределения капитала, активов между разнообразными объектами вложения или сочетание в пределах уставного каптала различных видов деятельности. Механизм диверсификации позволяет разделять риски и препятствует их концентрации, например:
- Ориентация на различные группы потребителей и на предприятия разных регионов. При этом предприятие должно стремиться к равномерному распределению долей каждого потребителя, чтобы отказ нескольких из них не сорвал реализационную программу в целом.
- Увеличение числа поставщиков оборудования для химчистки, позволяя ослабить зависимость предприятия от ненадёжных поставщиков, так как при нарушении ими графика поставок по самым разным причинам, (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства) предприятие сможет относительно безболезненно переключиться на работу с другими поставщиками.