Разработка организационной культуры предприятия
· осознание времени, отношение к нему и использование (существует ли строгий временной регламент, поощряется или наказывается внеурочная работа и т.д.);
· взаимоотношения между людьми (приняты ли равноправные отношения или статус в организации влияет на тип взаимодействия, принципы формирования референтных групп, значимых и близких друг для друга);
· процесс развития работников и обучение (как организация относится к развитию персонала, считает ли это важным или ориентирована на привлечение новых профессионалов извне, процесс обучения и развития регламентируется нормами и правилами или делегируется самому сотруднику, зависит от его активности);
· трудовую этику и мотивирование (какое отношение к работе ожидается, что и как наказывается или поощряется, какая система оценки и стимулирования принята, а какая реально реализуется).
Механизм формирования корпоративной культуры предприятия заключается в следующем (рис. 3.1):
Рис. 3.1 Механизм формирования корпоративной культуры предприятия
На первом этапе проекта необходимо было выявить основные ценности предприятия, которые уже сформировались среди его сотрудников и определить основные ценности компании в будущем.
Исходя из текущих ценностей предприятия и видения будущих ценностей можно получить три основные группы:
положительные ценности, которые есть сейчас и будут нужны в будущем;
отрицательные ценности, которые есть сейчас, но не будут нужны в будущем;
положительные ценности, которых нет сейчас, но они будут нужны в будущем.
К отрицательным ценностям, например, можно отнести:
безынициативность сотрудников,
боязнь менеджеров принимать решение,
низкую самоотдачу сотрудников.
Согласно схеме для выявленных отрицательных ценностей необходимо найти противоположные ценности. Например, такие как инициатива сотрудников, умение менеджеров принимать решения, повышение производительности труда сотрудников. Таким образом, для дальнейшей работы остаются только положительные ценности, которые нужно поддерживать и которые нужно сформировать.
Положительные ценности проще формировать у новых сотрудников предприятия. Если старожилов предприятия, которые помнят то время, когда ценностью сотрудников фирмы была безынициативность, сложно в один день сделать инициативными людьми, то новые сотрудники воспримут эту ценность как данность. Здесь инструментами информационного влияния являются музей компании и лекции новым сотрудникам о прошлом и будущем компании, ее ценностях.
Инструменты информационного влияния на сотрудников компании более разнообразны. Здесь применяются:
мифы;
корпоративные праздники, которые объединяют сотрудников компании в одно целое;
корпоративное издание, через которое сотрудникам компании можно доносить нужную информацию;
различные промоушен-акции, например, встреча руководства компании с рядовыми сотрудниками компании;
музей компании и т.д.
Как известно сотрудники любого придают серьезное внимание декларациям и намерениям руководства только в том случае, если они перерастают в конкретные дела. Поэтому кроме инструментов информационного воздействия на сотрудников предприятия должны быть выработаны определенные внутрифирменные политики, которые будут поддерживать декларации тех или иных ценностей. Например, в службе персонала должны заниматься планированием карьеры перспективных сотрудников и подготовить программу их обучения.
Самое сильное влияние на корпоративную культуру оказывает ежедневное поведение и поступки первых лиц предприятия, менеджеров и самих сотрудников. Как только первое лицо начинает вести себя согласно декларируемым в компании ценностям можно требовать того же от топ-менеджеров, затем от менеджеров среднего звена и, наконец, от рядовых сотрудников. Практика показывает, что обратный путь – от сотрудников к руководству не работает.
Формирование организационной (корпоративной) культуры необходимо осуществлять в следующие четыре этапа:
· определение миссии предприятия, базовых ценностей;
· формулирование стандартов поведения членов предприятия;