Сущность и цель управленческого анализа
Управленческий анализ
– это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных
управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи
:
· качественная оценка достоверности и полноты используемой информации;
· аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей;
· оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений;
· мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоустойчивости организации.
От правильности и результативности управленческого анализа
зависит основной результат – прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа
. То есть каждый из этих видов анализа решает свою задачу единой стратегии анализа на предприятии.
Управленческий анализ
проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений и т.д.
Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа – ретроспективный
, оперативный
и перспективный
, – каждому из которых свойственно решение собственных задач. Содержание управленческого анализа представлено на рис. 1.2.
Два первых направления (ретроспективный и оперативный анализ) были свойственны внутреннему анализу в условиях плановой экономики. Необходимость проведения перспективного анализа, возникшая с переходом российских организаций на рыночные условия хозяйствования, переводит внутренний анализ в новое качество, доводя его до уровня управленческого анализа. В то время как ретроспективный анализ отвечает на вопрос: «Как это было?», прерогативой перспективного управленческого анализа является поиск ответа на вопрос: «Что будет, если?». В рамках перспективного анализа следует выделить краткосрочный
и стратегический
подвиды, имеющие собственные цели и методы.
Особенности управленческого анализа
:
· комплексное изучение всех сторон деятельности организации;
· интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений в организации;
· использование всех доступных источников информации;
· ориентация результатов анализа на руководство организации;
· отсутствие регламентации с внешней стороны;
· максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;
· границы информационного инструментария анализа простираются практически на все стороны хозяйственной жизни;
· методическое обеспечение аналитических процедур включает современные рыночные инструменты, апробированные в практике зарубежных и отечественных аналитиков;
· управленческий анализ в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности коммерческой организации в будущем;
· аналитические процедуры нацелены на оценку бизнес-деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей.
Объектом управленческого анализа
являются хозяйствующие субъекты экономики.
Субъект управленческого анализа
– это лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ.
Предмет управленческого анализа
– это хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности.
Основная цель управленческого анализа
– это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений.
Проведение управленческого анализа
предприятия любой отрасли народного хозяйства позволяет:
· оценить место предприятия на рынке данного товара;
· проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
· оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути их ускорения;
· принимать решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов;
· выработать стратегию управления затратами в организации;
· определить стратегию ценообразования;
· анализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.
Управленческий анализ использует внутреннюю
(учетную
и внеучетную
) и внешнюю информацию
, поэтому применяемые в ходе аналитических процедур методы разнообразны и зависят, прежде всего, от направления анализа.
Совокупность выбранных аналитиком приемов и способов, применяемых в определенной последовательности, при изучении бизнес деятельности составляют методику управленческого анализа