Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
Важнейшим фактором, способствующим успешному выполнению производственной программы по перевозкам, ТО и Р подвижного состава, является своевременное и полное обеспечение предприятия необходимыми материальными ресурсами
(топливо, смазочные материалы, запасные части и другие материалы).
Объем материально-технических ресурсов, который должен быть в организации, диктуется ее производственной программой и принятой системой материально-технического обеспечения. Количество оборотных средств и их стоимость устанавливаются путем нормирования расходов и запасов.
На автомобильном транспорте существуют нормы расхода топлива (в литрах) на 100 км, 100 т/км, одну поездку, смазочные и обтирочные материалы рассчитываются на 100 л топлива, потребность в шинах определяется, исходя из пробега и т.д.
Производственные запасы АТО состоят из:
· текущих;
· страховых;
· технологических;
· сезонных запасов.
Общая норма запаса отдельного вида оборотных средств находится суммированием всех видов запасов. Норматив оборотных средств в денежном выражении определяется сложением нормативов для каждого вида оборотных средств.
1. Анализ обеспеченности
оборотными материальными ценностями начинают с того, что определяют соответствие наличных запасов их потребному количеству и стоимости для каждого вида оборотных средств.
2. Далее анализируется выполнение планов
поступления основных материальных ценностей за год, по кварталам, месяцам и неделям и состояние складских запасов.
3. После оценки обеспеченности производится анализ использования материальных ресурсов
, причем особое внимание уделяется использованию топлива и смазочных материалов.
Наиболее значимым с точки зрения анализа использования материальных ресурсов является показатель степени соблюдения норм расхода
, который определяется посредством сопоставления фактического расхода данного материала (чаще всего в натуральном выражении) с расходом по плановым нормам при фактическом объеме работ (т.е. с аналитической потребностью).
Аналитическая потребность в топливе (бензине) (Па) определяется следующим образом
.
Для автомобилей, оплата работы которых производится сдельно:
.
Для автомобилей, автобусов и такси, оплата работы которых производится повременно:
.
Для автомобилей-самосвалов:
,
где Lобщ – общий пробег автомобиля за отчетный период;
RКМ и R – плановые нормы расхода топлива на единицу пробега, л/км, и единицу транспортной работы, л/(т/км);
Р – грузооборот, т/км;
Е – число ездок по отчету;
R1 – плановая норма расхода топлива на одну поездку.
4. Сведения о поступлении и использовании ресурсов
изучают путем сравнения плановых и отчетных материальных балансов (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Материальный баланс (на примере бензина), тыс. руб.
Наименование |
Наличие бензина |
Наименование |
Использование бензина | ||
План |
Отчет |
План |
Отчет | ||
Начальный остаток |
40,0 |
87,0 |
Расход |
3530,0 |
3440,0 |
Поступление |
3560,0 |
3443,0 |
Конечный остаток |
70,0 |
90,0 |
Баланс |
3600,0 |
3530,0 |
Баланс |
3600,0 |
3530,0 |