История развития франчайзинга
Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах.
Первыми в мире начали использовать франчайзинг в США, где законодательное предоставление прав частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки давало стимул частному бизнесу вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя в данном случае и сохранялся определенный государственный контроль над работой железных дорог и банков. При этом предоставлялись определенные привилегии тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Например, передача права на землепользование лицу, которое обеспечит снабжение армии, или передача полномочий определенному лицу на сбор налога от имени правительства.
Таким образом, частный бизнес на этом позволил относительно быстро и качественно развивать предприятия разных сфер услуг без привлечения государственных средств. Еще более интересные примеры использования франчайзинга частным бизнесом были в 50-х годах XIXв., когда в США были предоставлены исключительные права изготовителям.
В это время ряд крупных предприятий, например, компания Зингер, франчайзирует право на продажу своих изделий по всей территории США. Еще успешная франчайзинговая система была применена компанией General Motors. В 1898г. молодая компания, не имеющая достаточного наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу паровых двигателей через систему дилеров. Эта система по сей день остается основным способом продажи автомобилей. Одним из первых франчайзи оказались владельцы магазинов по продаже велосипедов и магазинов ширпотреба. С 50-х годов XIXв. во многих странах особенно быстро начала развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресторанов. Этому способствовало появление в США закона о товарном знаке.
Франчайзинг создает 13 % национального богатства в валовом национальном продукте – это в три раза больше, чем торговля автомобилями. Как работодатель франчайзинг представляет свыше 7 миллионов рабочих мест, причем очень много из них для неквалифицированных рабочих, которые не имели другой возможности найти работу. По данным министерства торговли США, реализация товаров и услуг компаниями, работающими по системе франчайзинга, возрастает на 10% ежемесячно.
В настоящее время более 350 американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32000 торговых предприятий в других странах.
Бурное развитие франчайзинга наблюдается в Канаде, Западной Европе, Японии, государствах Тихоокеанского региона, Австралии, странах региона Карибского моря. По-видимому, международный франчайзинг в ближайшее время будет развиваться еще более быстрыми темпами. Франчайзеры ищут потенциальных франчайзи в зарубежных странах, а многие частные лица и фирмы активно ищут франчайзеров из других стран, чтобы приобрести их лицензию и право и при их финансовой поддержке, на их технологии производства и обслуживания делать свой прибыльный бизнес.
Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ и возможных рисков при его использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевания рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукции или услуг, защищенный торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции независимым предпринимателям в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций.