Основные тенденции развития крупного и малого предпринимательства, формы их взаимодействия
· Оказание сервисных услуг.
· Создание новых производств с целью создания новых рабочих мест.
Действующие на территории Российской Федерации бизнес-инкубаторы различны по организационно-правовой форме, составу учредителей, профилю, комплексу услуг, предоставляемых предпринимателям. Тем не менее, основной задачей всех бизнес-инкубаторов является создание условий для становления малого предпринимательства и организация новых продуктивных рабочих мест в секторе малых производственных и инновационных предприятий.
Создано и действует "Национальное содружество бизнес-инкубаторов России" (НСБИ), насчитывающее по состоянию на 1 марта 2003 г. 70 организаций-членов. Возникшее в 1997 г., оно стало решать комплекс проблем, с которым пришлось столкнуться каждому бизнес-инкубатору в отдельности.
5. Франчайзинг
– особая форма развития бизнеса, которая объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Оплачивая лицензию (франчизу) и «связывая» себя обязательствами по соблюдению установленных стандартов качества, малое предприятие получает взамен значительную поддержку от «родительской» фирмы - в сфере маркетинга, повышения квалификации кадров и их обучении опыту менеджмента, технического содействия (в том числе совместного использования части оборудования), в более широком доступе к сырью и т.д.
Франчайзинг в России не получил пока широкого распространения, но потенциальные возможности для его внедрения достаточно широки.
Приведенные тенденции развития форм интеграции крупного и малого предпринимательства не исчерпывают всего многообразия форм сотрудничества, которые используются в зависимости от конкретных целей и интересов партнеров, их возможностей и потребностей, специфики отраслей экономики.
А теперь рассмотрим подробнее историю и практику применения франчайзинга в зарубежных странах.