Сущность, виды, положительные и отрицательные стороны франчайзинга
Таблица 4 Положительные и отрицательные стороны франчайзинга для потребителя.
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
1 .Потребитель знает преимущества: стандарты к качеству товара (услуги), распорядок дня предприятия, сложившийся имидж торговой марки и др. |
1. Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и вследствие этого сужается выбор потребителя |
2. Постоянство цен, уровень сервисного обслуживания. |
2. Если франчайзи окажется недостаточно обученным или плохо обученным, то это может сказаться на качестве товара, и уровне обслуживания |
3. Повышенная вероятность покупки качественного товара |
С точки зрения эффекта масштаба у франчайзинга хорошая перспектива. Эта форма межфирменного сотрудничества, ориентированная в основном на удовлетворение потребностей конечного потребителя, будет развиваться в тех отраслях бизнеса, где требуется достичь максимального охвата существующих рынков или стоит задача освоения новых.
Если рассматривать успешные франчайзинговые проекты, то можно увидеть, что существуют четыре способа их создания и развития.[16]
1. Непосредственно создание – разработка некоторого нового товара или услуги и решение использовать франчайзинг как метод его производства и распределения. Этот вариант крайне редко реализуется на практике. Отечественные примеры таких систем: проекты «ДОКА», «1С», «Эконика», «Путевочка».
2. Адаптация – модификация уже существующего на других рынках товара или услуги для создания франчайзинговой сети на новом рынке. Например, «Магазин готового бизнеса».
3. Преобразование – изменение уже существующего бизнеса, своего рода децентрализация с передачей локальных подразделений компании франчайзи.
4. Импорт – ввоз из-за рубежа новой для данного рынка франчайзинговой системы.