Причины, сдерживающие развитие франчайзинга в России и проблемы, существующие в этой сфере
В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения. Лишь единственный раз в 54-й главе Гражданского кодекса РФ упоминается, что франчайзинг тождествен коммерческой концессии. Именно на основе этой правовой нормы и предлагается официально решать все вопросы, связанные с взаимоотношениями франчайзеров и франчайзи. Однако большая часть действующих в России франчайзинговых сетей договором коммерческой концессии не пользуются, в лучшем случае он включается в пакет других документов, которые подписывают партнеры. Более того, в Российской ассоциации франчайзинга само наличие 54-й главы ГК РФ считают отрицательным фактором. Критикуют эту главу и многие иностранные юристы. Они считают, что отношения партнеров регламентируются в ней излишне строго, что препятствует развитию международных контактов в области франчайзинга, подталкивает компании к поиску и созданию обходных правовых схем.
В чем же основные недостатки этих норм Гражданского кодекса? Например, требуется регистрировать договор коммерческой концессии в налоговой инспекции. В результате, полагают иностранные франчайзеры, возникает опасность утечки конфиденциальных положений договора от регистраторов к третьим лицам. Другая странность российского законодательства: франчайзинговый договор можно расторгнуть по любым мотивам, достаточно уведомить об этом своего партнера за шесть месяцев до прекращения отношений. Однако обе стороны вкладывают в проект немалые средства, и необоснованный разрыв договоренностей может обернуться для одной из них большими убытками. Поэтому в международной практике договор франчайзинга может быть прекращен в одностороннем порядке только в том случае, если один из партнеров не выполняет свои обязательства. Кроме того, по договору коммерческой концессии франчайзер несет ответственность за все неправомерные действия франчайзи перед властями и потребителем. А это нарушает основной, признанный во всем мире, принцип франчайзинга – независимость бизнеса головной компании и ее младших партнеров друг от друга[24].
Договора коммерческой концессии не защищает ноу-хау компании франчайзера в случае расторжения договора с партнером. Для многих компаний, особенно тех, которые не являются для своих франчайзи единственно возможными поставщиками продукции, это большая проблема. Так, от отсутствия юридической защиты ноу-хау в свое время пострадали компании «Сабвэй» и «Теремок». Американское представительство «Сабвэя» открыло свою первую закусочную в 1996 году в Петербурге. Затем, после ссоры с российской стороной, американцы на время ушли из России. А новые арендаторы их бывшей питерской закусочной стали торговать фирменными бутербродами «Сабвэя» уже под новой вывеской – «Минутка». Похожая история произошла и с московской компанией «Теремок – Русские блины», от которой отпочковались несколько мобильных точек фаст-фуда и теперь на совершенно законных основаниях торгуют блинами по рецептуре «Теремка».
Еще один недостаток договора коммерческой концессии – необходимость двойной регистрации – в Роспатенте и Регистрационной палате. Для этого требуется несколько десятков нотариально заверенных документов. Поэтому регистрация договора концессии может стоить франчайзи до $500 и отнять до двух лет. [25]
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
· "коммерческая концессия" не является синонимом понятия франчайзинга;
· отсутствия юридической защиты ноу-хау договором коммерческой концессии;
· необходимость двойной регистрации договора концессии;
· франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на "обходных" правовых схемах.
3. Социально-психологические проблемы.
К ним можно отнести:
3.1. Отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи. Первое, с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России, - это отсутствие собственно отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных франчайзи провала во франчайзинговой системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.