Природа, подходы и принципы имиджа
В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».
Имидж – это набор определенных качеств, который часто понимают как чью-либо индивидуальность. Но, как сконструированный образ, он может иметь практически любые, специально выработанные характеристики, соответствующие ожиданиям окружающих, т.е. выступать как некая ипостась личности.
Если «имидж» понимать как «образ», то в толковом словаре С.И. Ожегова сказано, что это «вид, облик, живое наглядное представление о ком-нибудь или о чем-нибудь»[5].
Сторонники иного подхода к имиджу утверждают, что «имидж» как термин возник в начале ХХ в. в связи с развитием средств массовой информации, и в частности телевидения. Этот век был веком сотворения (хотя и в противоречие одной из важнейших библейских заповедей), сознательно конструирования того, что нужно публике. За многими «громкими именами» стоят конкретные «создатели». Они создают облик кумира, отбирают тип его автомобиля, подбирают тон костюмов, шлифуют его лексикон.
Какими же качествами должен обладать привлекательный человек? На этот счет нет единого мнения. Так, В.М. Шепель насчитывает их шесть: 1)внешняя привлекательность; 2)склонность к общению и лидерству; 3)легкая адаптация к новым условиям; 4)умение сохранить уверенность в кругу незнакомых людей; 5)терпимость к инакомыслию; 6)психологическая андрогиния (наличие психологических качеств, присущих противоположному полу. К персональным характеристикам относятся физические, психофизиологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и пр. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других. Лебон назвал это «обаянием», Вебер - «харизмой». По мнению Шепеля, обаяние человека складывается, во-первых, из хорошего вкуса; во-вторых, из высшей духовности; в-третьих: из чувства собственного достоинства. Он выделяет также три комплекса: 1)природные качества: коммуникабельность; эмпатичность (способность к сопереживанию); рефлексивность (способность понять другого); красноречивость (способность воздействовать словом); 2)качества, привитые образованием и воспитанием: нравственные ценности; психологическое здоровье; набор технологий общения; 3)качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.
Характеристики имиджа иногда подразделяют на социальные и символические.
Социальные характеристики имиджа часто зависят от политической ситуации и могут конструироваться заново после тщательного анализа сложившейся обстановки. Символические характеристики, напротив, считаются устойчивыми, так как они – продукт идеологии и культуры.
В отечественной литературе выделяют три подхода к имиджу: 1) функциональный; 2) контекстный; 3) сопоставительный.
При функциональном подходе выделяют следующие имиджи: зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе.; текущий, желаемый; корпоративный (имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений: репутация организации и т.д. множественный (имидж независимых структур в единой корпорации. отрицательный (имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом).
При контекстуальном подходе имидж классифицируется по видам деятельности – имидж политика, имидж бизнесмена, имидж поп-звезды и т.п.
При сопоставительном подходе сравнивают качества, например, двух лидеров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т.д.
А.Н. Жмыриков выделяет «идеальный», «первичный» и «вторичный» имиджи. Идеальный имидж – это суммарное представление людей о лидере, но идеальный имидж обычно недостижим. Первичный имидж – это представление о конкретном человеке, сложившееся в сознании многих людей после первичного знакомства с ним. Первичный имидж во многом соответствует идеальному имиджу, но не совпадает с ним.
В основу формирования имиджа могут быть положены следующие принципы: принцип повторения; принцип непрерывного усиления воздействия; принцип «двойного вызова».[6]