Система управления
Методы управлении - способы, приемы воздействия субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта на субъект), руководителя на коллектив и коллектива на руководителя.
Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов.
Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.
Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют методы управления:
- организационные (организационно-распорядительные, административные);
- экономические;
- социально-психологические;
- правового регулирования.
К организационно-распорядительным (административным) методам управления, применяемым на предприятии относятся:
- формирование организационных структур органов управления,
- утверждение административных норм и нормативов,
- издание приказов и распоряжений,
- подбор и расстановка кадров,
- разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия,
- контроль за исполнением.
Экономические методы включают:
- технико-экономический анализ,
- технико-экономическое обоснование и планирование,
- материальное стимулирование,
- ценообразование,
- налоговую систему,
- утверждение экономических норм и нормативов.
В состав социально-психологических методов входят:
- социальный анализ в коллективе,
- социальное планирование,
- участие работников в управлении,
- социальное развитие коллектива,
- психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата),
- моральное стимулирование,
- развитие у работников инициативы и ответственности.
Административные меры ориентированы на такие мотивы поведения, как
- осознанная необходимость дисциплины труда,
- чувство долга,
- стремление человека работать в определенной организации и т.п.