Ценность информации
Ценность информации может быть стоимостной категорией, характеризующей конкретный размер прибыли при ее использовании или размер убытков при ее утрате. Информация часто становится ценной ввиду ее правового значения для фирмы или развития бизнеса, например учредительные документы, программы и планы, договоры с партнерами и посредниками и т.д. Ценность информации может также отражать ее перспективное научное, техническое или технологическое значение (58, с.224).
Информация, имеющая интеллектуальную ценность для предпринимателя, обычно разделяется на два вида:
1. Техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, производственные показатели, химические формулы, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п. (53, с.50);
2. Деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.
Ценная информация охраняется нормами права (патентного, авторского, смежного), товарным знаком или включается в категорию информации, составляющую тайну фирмы (58, с.54).
Таким образом, как правило, всю информацию, циркулирующую внутри организации, можно разделить на две части - открытую и конфиденциальную (65, с.5).
Коммерческая ценность информации, как правило, недолговечна и определяется временем, необходимым конкуренту для выработки той же идеи или ее хищения и воспроизводства, опубликования и перехода информации в категорию общеизвестных. Степень ценности информации и надежность ее защиты находятся в прямой зависимости.
Выявление и регламентация реального состава информации, представляющей ценность для предпринимателя и составляющей тайну фирмы - основополагающие части системы защиты информации. Состав ценной информации фиксируется в специальном перечне, определяющем период (срок) и уровень (гриф) ее конфиденциальности (т.е. недоступности для всех), список сотрудников фирмы, которым предоставлено право использовать эти сведения в работе. Перечень, основу которого составляет типовой состав защищаемых сведений фирм данного профиля, является постоянным рабочим материалом руководства фирмы, служб безопасности и конфиденциальной документации. Он представляет собой классифицированный список типовой и конкретной ценной информации о проводимых работах, производимой продукции, научных и деловых идеях, технологических новшествах. В перечень включаются действительно ценные сведения о каждой работе фирмы (51, с.45-51).
Дополнительно может составляться перечень документов, в которых эти сведения отражаются (документируются). В перечень включаются также документы, не содержащие защищаемую информацию, но представляющие ценность для фирмы и подлежащие охране. Перечни формируются индивидуально каждой фирмой в соответствии с рекомендациями специальной комиссии и утверждаются первым руководителем фирмы. Эта же комиссия регулярно вносит текущие изменения в перечни в соответствии с динамикой выполнения фирмой конкретных работ.
Документы, содержащие ценную информацию, входят в состав информационных ресурсов фирмы, которые могут быть: а) открытыми (доступными для работы персонала без специального разрешения) и б) ограниченными для доступа к ним персонала (отнесенными к одному из видов тайны - государственной или негосударственной).
Перечень сведений, относимых к конфиденциальной информации, а также перечень сотрудников, допущенных к ней, оформляется приказом по фирме.