Совершенствование финансового управления в холдинговых компаниях
За последние два десятилетия в российской экономике сформировались и укрепились крупные хозяйственные структуры. Большинство подобных структур в современной России сложилось стихийно: успешный бизнес инвестировал в новые направления, и, таким образом, возникала группа компаний, принадлежащая одной группе собственников, но работающая в различных направлениях.
В связи с глобализацией экономики, увеличивающейся конкуренцией актуальным становится вопрос эффективного использования активов холдинговых структур и, как следствие, анализа существующих в них методов финансового управления.
Проблемам управления холдинговыми структурами уделяется достаточно большое внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей.
Однако, существует целый ряд проблем и задач, которые до настоящего времени не получили удовлетворительного решения. В первую очередь это относится к проблематике построения взаимодействия бизнес-единиц и оптимального распределения финансовых и инвестиционных ресурсов в рамках холдинга.
Большинство исследователей при изучении проблемы финансового управления в холдинговых структурах начинают с их классификации, выделяя особенности управления отдельными типами холдинга. Наиболее распространенным подходом является классификация холдинговых структур в зависимости от степени влияния корпоративного центра на все аспекты деятельности бизнес-единиц, входящих в холдинг. Таким образом, выделяют финансовые, отраслевые и смешанные холдинги. Финансовый холдинг состоит из отдельных бизнес-единиц, имеющих крайне слабые связи с материнской компанией.
При этом корпоративный центр не пытается координировать деятельность бизнес–единиц. В отраслевых и смешанных холдингах корпоративный центр принимает активное участие в операционной, финансовой и инвестиционной деятельности подотчетных ему бизнес-единиц.
Несмотря на наличие особенностей отдельных холдинговых структур, главной финансовой целью каждой из них является создания стоимости для акционеров. С точки зрения этого подхода можно выделить общие задачи, решаемые корпоративным центром в рамках холдинга:
формирование корпоративного бизнес–портфеля;
повышение эффективности и отдачи от корпоративного портфеля;
управление стоимостью и источниками финансирования;
формирование отношений с внешней средой (государством, партнерами, клиентами и т.д.) в качестве инструмента эффективного решения поставленных задач корпоративным центром может быть использована предлагаемая нами финансово-экономическая модель холдинговой структуры. Финансово-экономическая модель сформирована, исходя из организационной модели, которая в свою очередь основывается на дереве целей холдинга.
Преимуществом данной финансово-экономической модели является возможность оценки влияния стратегических инициатив на стоимость бизнеса и другие стратегические показатели, определения потребности в финансировании, сравнения альтернативных путей финансирования, учет организационных особенностей холдинговой структуры.