Анализ внутренней и внешней среды предприятия
Организации – это системы, созданные людьми, следовательно, внутренние переменные являются результатом управленческих решений.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, к которым относятся: цели, структура, задачи, технологии, люди.
Цели являются фундаментом существования любой организации. Это конкретные, конечные состояния или желаемые результаты.
Цели должны отвечать следующим требованиям:
1. Достижимость;
2. Гибкость;
3. Измеримость;
4. Совместимость;
5. Приемлемость.
Установление целей предполагает прохождение обязательных фаз:
1. Выявление и анализ тенденций, наблюдаемых в окружающей среде.
2. Установка общих для организации целей;
3. Построение иерархии целей;
4. Установка индивидуальных задач.
Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации
Существуют две концепции, имеющие отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля. При специализированном разделении труда определенная работа закрепляется за специалистами. Группы людей, подчиненных одному руководителю, составляют сферу контроля.
Задача – это предписанная работа, серия работ, часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее определенные сроки.
Существует три категории задач для любой организации:
1. Работа с людьми
2. Работа с оборудованием и сырьем
3. Работа с информацией.
Задачи могут повторяться и требуют разного времени для своего выполнения.
Технологии тесно связаны с задачами, так как выполнение любой задачи сопряжено с использованием определенной технологии.
Классификация технологий:
1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство.
2. Массовое, крупносерийное производство.
3. Непрерывное производство.
Люди – это наиболее важный фактор внутренней среды предприятия. Они отличаются друг от друга способностями, что предопределяет выбор типа работы.
Предрасположенность, одаренность – это понятия, тесно связанные с понятием способности.
Потребности – это внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостатка в чем-либо.
Задача менеджера – создать такие условия для работников, в которых удовлетворение потребностей самого работника вело бы к реализации целей предприятия. Руководители должны уметь прогнозировать воздействие меняющейся обстановки на поступки и ответную реакцию своих подчиненных.
Любая организация добивается успеха только при взаимодействии с внешней средой. Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать на изменения среды для достижения поставленных целей.
Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия – это факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации. К ним относятся:
а) Поставщики.
Для нашего предприятия ОАО «Камышинпищепром» для выпуска классических безалкогольных напитков (Дюшес, Крем-сода, Буратино, Лимонад и др.) основным поставщиком является ОАО «Аромат» г. Санкт-Петербург.
Для выпуска безалкогольных напитков на импортной основе (Оранж, Апельсин, Вишня, Клубника, Папайя и др.) основным поставщиком является ООО «Дёлер-Москва» г. Москва.
Сахар-песок приобретается в основном на сахарных заводах Краснодарского края и Воронежской области.
Напрямую с Ближним и Дальним Зарубежьем предприятие не работает.
Плановых поставщиков нет.
Поставщиков, на которых приходится более 10% всех поставок материально-технических ценностей, нет. В будущем предприятие планирует работать с существующими на сегодня поставщиками и постоянно искать новых.
б) Потребители.
Потребителей, на оборот с которыми приходится более 10% общей выручки, нет. Рынком сбыта для нашего акционерного Общества является г. Камышин и районы Волгоградской (Камышинский, Котовский, Руднянский, Ольховский, Жирновский и Еланский) и Саратовской (Красноармейский и г. Балаково) областей. ОАО «Камышинпищепром» сотрудничает не только с предприятиями и большими фирмами, но и с частными лицами.
Предприятие работает по заявкам, в пределах 40–45% продает через торговые точки, принадлежащие ОАО «Камышинпищепром». Повлиять на сбыт готовой продукции может только ухудшение экономической ситуации в стране.