Модели менеджмента
Совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной организации, называется моделью менеджмента.
На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента.
Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддистская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно.
Характерными особенностями азиатской модели менеджмента являются:
внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний;
сравнительно высокий уровень образования персонала;
ориентация на доверие партнеров друг к другу;
осознание совместного вклада в развитие организации.
Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей.
Так, японский менеджмент предполагает:
проведение рабочего времени только в форменной одежде;
обязательное награждение за успехи в труде;
функционирование и развитие «кружков качества»;
организацию общей столовой для руководителей и рабочих;
использование практики пожизненного найма.
Западная модель менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии.
Основными участниками западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы. Западная модель менеджмента характеризуется:
отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе;
единоначалием руководителя в принятии решения (подчиненные только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта);
разграничением деловых и личных отношений. В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент.
Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений:
менеджеры действуют прямолинейно;
менеджеры прибегают к приказу при согласовании
решения на переговорах;
менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса. Английский менеджмент ориентируется:
на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению);
разработку новых наукоемких изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; 0 гибкость в использовании технологических процессов. Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями: