Анализ и прогнозирование рынка
По данным Росстата, в 2006 г. было введено 43,6 млн. кв. м жилья (прирост 6,3%), а в 2007 г. – 50,2 млн. кв. м (прирост 15,2%).Из числа введенных в действие в 2007 г. зданий 96% составляют жилые дома. Такие темпы строительства привели к тому, что на рынке стройматериалов уже ощущается довольно заметный дефицит, и кровельные материалы являются одним из наиболее востребованных сегментов.
Все кровельные материалы делятся на две основные категории: для плоских кровель (которых в стране около 10%) и для скатных кровель (90%). Подавляющее большинство плоских кровель покрываются с использованием мягких рулонных материалов, а также кровельного железа. Для скатных кровель возможно применение как мягких (рулонных), так и жестких (штучных) материалов.
По оценкам экспертов, рыночный объем кровельных материалов для скатных крыш уступает объему плоских в соотношении 48:52, однако первая категория отличается большим разнообразием. Кроме того, с ростом благосостояния населения и экономической стабильностью в целом материалы для скатных крыш «демонстрируют» более оживленную динамику (сказывается активизация в сегменте индивидуального домостроения).
Данные по рынку кровельных материалов сильно расходятся. Одной из причин можно считать неудовлетворительную детализацию данных Росстата по отдельным сегментам; другой причиной является объективная трудность выравнивания количественных единиц для разных материалов в силу их разнообразия (кровельные материалы вычисляются в единицах площади и веса, а также в условных единицах), некоторые погрешности возникают и по причине существования «серых» поставок.
Общей тенденцией рынка кровельных материалов России можно отметить то, что спрос на нем превышает предложение. Совокупный объем российского рынка кровельных материалов составил в 2007 г. около 1 400 млн. кв. м, примерно 40% из них приходится на мягкие рулонные покрытия.
Согласно оценкам экспертов, по состоянию на 2006 г. большую часть произведенных в России материалов для скатных крыш (75–80%) составляет шифер. Не первый год среди специалистов ведутся споры об экологичности асбестоцемента, в связи с чем рынку шифера предрекают законодательный запрет на его производство и использование. К недостаткам причисляют также и однообразный серый цвет, и тяжелый вес (10–14 кг на кв. м). В то же время достоинствами шифера можно считать низкую пожароопасность, легкость укладки и относительную долговечность.
Несмотря на дискуссии относительно вредных свойств шифера, его производство и применение на территории России, в отличие от Европы, не запрещено. После некоторого спада (в конце 90-х гг.) объем производства и потребления асбестоцементного шифера в 2008–2007 гг. стал медленно увеличиваться, что объясняется ростом объемов гражданского и сельского строительства страны. По оценкам Госстроя, говорить о вытеснении шифера более современными материалами еще рано. Производители рассчитывают, что прирост выпуска шифера будет обеспечен новыми видами изделий: окрашенными (летом в 2005 г. на российском рынке уже появились окрашенные листы шифера), крупноразмерными и мелкоразмерными листами, в том числе полуволнистыми, плоскими прессованными плитками различного профиля.
Крупнейшими производителями шифера в России являются следующие предприятия: ОАО «Себряковский КАЦИ» (Волгоградская область); ОАО «Комбинат Красный Строитель» (Белгородская область); ОАО «Лато» (Республика Мордовия); ОАО «Волна» (Красноярск); ЗАО «НП «Сухоложскасбестоцемент» (Свердловская область); ОАО «Ульяновскшифер» (Ульяновская область); ОАО «СОДА» (Республика Башкортостан) (рис. 9).
Рис. 9. Доли предприятий в производстве асбестоцементных листов
Наибольшей долей рынка владеют ОАО «Себряковский КАЦИ», ОАО «Белгородасбестоцемент», ОАО «ЛАТО». ОАО «Комбинат Красный Строитель» уступает основным конкурентам в объемах производства шифера в 2 раза (ОАО «Себряковский КАЦИ», ОАО «Белгородасбестоцемент»,).