Зарождение идей управления
Знание об управлении сегодня само по себе можно считать результатом долгого и продолжающегося рационализаторского процесса. В данном разделе мы сначала совершаем краткий экскурс назад в письменно зафиксированную историю, чтобы проследить некоторые знаменитые инновационные управленческие практики раннего периода. Затем мы всецело рассмотрим эволюцию теорий управления, какими мы знаем их на сегодняшний день, прежде чем подробнее рассмотреть каждый из основных подходов.
Ранние инновационные практики управления можно проследить с раннего периода зафиксированной истории. На самом деле, в древней истории имеется достаточное количество необычайных примеров управленческой практики. Например, шумеры управляли древней Месопотамией при помощи храмовых сообществ, коммун, в которых жрецы и писцы отслеживали юридические и экономические сделки через продуманную систему записей, сделанных на глиняных дощечках. Египтяне построили систему обширного орошения и главные здания, так же как знаменитые пирамиды. Хаммурапи разработал сложную систему законодательства - Кодекс 282 Законов, которая помогала ему руководить Вавилонией. Римляне контролировали свою обширную империю при помощи внимательно продуманной системы четырех географических округов, которые далее подразделялись на епархии, а затем на провинции. Данные достижения представляют ранние примеры инновационных практик в управлении.
Хотя данные достижения были настолько значимы, что о них помнят и сегодня, в то же время они предоставляли очень ограниченную информацию о том, как непосредственно управлять. Например, выдающийся консультант по управлению и писатель Питер Драккер оспорил утверждение о том, что лучшими в истории руководителями являются те, кто руководил строительством пирамид. Хотя эти руководители имели ограниченные возможности транспортировки и скромное число научных источников, все же они смогли построить одно их величайших чудес света. Однако Египтяне очень мало рассказали о своих методах управления. Таким образом, существует главное различие между тем, чтобы хорошо управлять самому и тем, чтобы внести вклад в знания о сфере управления, чтобы другие могли учиться руководить.