Менеджмент-образование в России и влияние западных стран
Образовательные программы школ бизнеса весьма разнообразны по срокам обучения от двух недель до десяти месяцев. Но наибольшим спросом пользуются все-таки программы продолжительностью не более двух-трех месяцев. В случае получения второго образования эти программы рассчитаны на 2 - 2,5 года обучения с учетом государственного стандарта по составу дисциплин и требований к специалисту.
Содержание образовательных программ при всем их разнообразии сводится к известным концепциям программы МВА и различным ее модификациям. Наиболее распространенными дисциплинами, входящими в эти образовательные программы, являются менеджмент, маркетинг, микроэкономика, бухгалтерский учет, финансы и кредит, банковское дело, предпринимательство, бизнес-планирование, страхование, налогообложение, ценообразование, психология управления, хозяйственное право.
Тем не менее различия образовательных программ проявляются в следующих факторах:
Объем учебных часов, рассчитанных в соответствии с продолжительностью обучения. Многие образовательные программы ориентированы на интенсивную подготовку по своим объемным характеристикам. Правда при этом нередко приходится наблюдать, что методики преподавания остаются прежними.
Различны программы и в своей ориентации на определенные методические приемы обучения. Во многих программах явно не хватает кейсов, визуализированных форм представления материала, компьютерных тренингов.
Есть отличия и по степени элективности предлагаемых знаний и навыков. Во многих случаях образовательная программа представляет собой жесткий набор дисциплин, отражающих представление бизнес-школы о потребностях реального предпринимательства и менеджмента, а не интересы слушателя. В этом случае исчезает и мотивация выбора знаний слушателем, формируется психологическая установка на единственную оптимальность решения, снижается потенциал вариантности мышления и творческого подхода.