Формулировка проблемы и цели решения
Степень обоснованности управленческого решения является важнейшим звеном эффективного функционирования фирмы, предприятия и других более масштабных субъектов управления. Обоснованность применяемых в конкретной ситуации методов управления и качество управленческого решения способны не только уменьшить коммерческий риск инвестора предотвратить банкротство, но и обеспечить новую стратегию выживания фирмы. В условиях переходной экономики не существуют обязательные для всех стандарты и методы управления. В силу этого возрастает самоценность управленческих решений как гарантов успеха на пути реформ.
Как известно, процесс принятия решения о покупке в организациях можно выделить в следующие стадии [2, c. 50].
На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления – «целеопределение».
Целеопределение пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную. Эта функция определяет содержание всех остальных, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеопределение лежит в основе главного принципа управления – системного подхода. Действительно, каждая социальная подсистема обладает собственной основной целью, но каждая из них носит подчиненный характер относительно основной цели – общества в целом. [3, с. 44]
В целеопределении всегда возникает задача – свести множество возникающих целей до минимума, из минимума выбрать главную приоритетную, исключить из веера целей те из них, которые выступают как средство достижения других целей, а также те, которые не влияют на выбор альтернатив.
Итак, цель – это выбор наилучшего варианта компьютерного стола для ООО «Электрика».
После того как цель поставлена, возможности и ресурсы системы переоцениваются теперь уже с позиций цели. Учитываются и мобилизуются те из них, которые в наибольшей степени способствуют ее достижению.
Подход к цели может осуществляться с точки зрения ее приемлемости, оптимальности и приспособленности (адаптации) к некоему запрограммированному результату.
В условиях, когда нет ни достаточных ресурсов, ни информации, ни времени для поставки оптимальной цели, ставится приемлемая и рамках существующих возможностей цель.
На процесс покупки влияют различные факторы: факторы среды: законы, регулирование, экономическая ситуация и др.; организационные факторы: цели компании, политика закупок, ресурсы и структура закупочного центра и др.; межличностные факторы: структура власти в организации, конфликты, кооперация и др.; индивидуальные факторы: возраст, уровень образования, статус и др. [4];
На следующем этапе построим дерево целей для принятия решения.