Модели бизнес-образования в России
Контингент: Лица с профессиональным (высшим и средним специальным) образованием и опытом практической работы.
Формы обучения: С отрывом и без отрыва от основной работы.
Содержание обучения: По согласованию с заказчиком.
Финансирование: Как правило – платное.
Модель IV. Мастер делового администрирования
(Master of Business Administration, MBA)
Цель: Подготовка профессионального менеджера.
Назначение: Ускорение карьерного роста, содействие успеху в предпринимательстве, начало карьеры менеджера для специалистов.
Документ: Диплом о дополнительном (к высшему) образовании (с 1 июня 2000 г.) с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» (МВА), т. Е. менеджера-дженералиста, руководителя среднего и высшего звена.
Контингент: Лица с дипломом о высшем образовании (по любой специальности) и, как правило, опытом практической работы не менее 2 лет.
Формы обучения: Свыше 1000 академических часов с отрывом от основной работы —1,0 – 1,5 года; без отрыва от основной работы (вечерняя, модульная) — 2 года.
Содержание обучения: Государственные требования к профессиональной переподготовке с присвоением квалификации.
Финансирование: Платное.
Модель V. LLL для менеджеров МСБ
LLL: Обучение всех, всегда, всему
LLL менеджменту: Обучение всех, всегда, менеджменту
Назначение: Обеспечить поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира
Документ: Специального, реализующего все принципы LLL, пока нет
Контингент: Любой человек со дня рождения и до окончания жизни
Формы обучения: Любые из возможных с целью достижения поставленных дидактических целей
Содержание обучения: Программы разрабатываются по принципу Тейлор-метода
Финансирование: В зависимости от актуальности и востребованности менеджеров МСБ – от бесплатного до платного
В качестве иллюстрации возможности реализации идеологии «LLL менеджменту» в раннем возрасте приведем три примера.
В штате Небраска США несколько десятилетий существует программа «Junior Achievements», по которой дети с 6 лет обучаются базовым знаниям и научаются элементарным умениям и навыкам в области менеджмента, работая после дневных занятий на реальной фабрике по производству мыла.
В семье известного российского предпринимателя М. Рябушинского два сына в возрасте 11 и 13 лет стали принимать участие в управлении хозяйством отца (торговля сукном в Китай-городе в Москве), ведя ежедневные записи в бухгалтерских книгах.
Заключение
В результате изучения истории менеджмент-образования в России были выявлены три основных подхода ее формирования:
1 Подход «от образования»
2 Подход от классического менеджмента
3 Комплексно методологический подход
Сформулированы цели и задачи современной системы менеджмент образования в России, изучены особенности подготовки управленческих кадров, изучены особенности моделей менеджмент-образования в России, рассмотрены особенности способов организации управления, а также выявлены цели образования, содержания образования, методы и формы образования, подтверждающие необходимость моделей бизнес-образования в России.