Приемы конкурентной разведки
Список принципиально-возможных методов и приемов приводится ниже без описания, поскольку они настолько разнообразны и их количество так велико, что каждому из них может быть посвящена целая глава. Поэтому в целях экономии печатной площади подробное описание изъято.
Сбор сведений из открытых источников
Открытые источники - печатные средства массовой информации, Интернет, различные профессиональные собрания, отраслевые отчеты, отчетность, предоставляемая в государственные органы, не являющиеся коммерческой тайной. Чем крупнее объект конкурентной разведки, тем больше информации о нем в открытых источниках.
1.1. Анализ рекламных обращений и открытых публикаций
1.2. Посещение выставок, отраслевых конференций и семинаров
1.3. Оценка объема, структуры и стоимости рекламных расходов
1.4. Сбор и анализ финансовых отчетов
1.5. Сбор и анализ отраслевых маркетинговых отчетов
Сбор закрытых сведений
Чем менее известен конкурент, тем меньше информации о нем в открытых источниках. Чаще всего приходится искать информацию в непосредственной близости от конкурента или непосредственно от него самого.
Здесь много зависит от артистизма "разведчика". Умение внушать доверие, провоцировать не самые лучшие чувства, тщеславие, в первую очередь, обеспечивает более половины успеха.
ü Опрос общих клиентов
ü Опрос общих поставщиков
ü Сбор сведений от бывших сотрудников
ü Сбор сведений от соискателей
ü Сбор сведений от других конкурентов
ü Незавершенная пробная покупка
ü Завершенная пробная покупка
ü Организация попытки сотрудничества или кооперации от своего имени
ü Организация попытки сотрудничества под видом потенциального поставщика
ü Организация попытки сотрудничества под видом сервисного поставщика
ü Опрос конкурента под видом маркетингового исследования
ü Провокация сотрудника конкурента адресным вопросом на форуме в Интернете
ü Сбор информации под видом соискателя
ü Организация и поддержание знакомства с сотрудником конкурента от третьего лица
Использование анонимного Интернет-знакомства с сотрудником конкурирующей организации
Начиная с этого пункта, воплощение приемов в жизнь имеет смысл, если "на кону" очень и очень существенные суммы. Оправдать затраты в несколько тысяч долларов могут только интересы в миллионы "нерусских" рублей.
ü Организация сотрудничества под видом сервисного поставщика от лица третьей компании
ü Организация попытки слияния от собственного лица
ü Организация попытки инвестиций (полной или частичной покупки бизнеса конкурента) от третьего лица
Способы, начиная с 19 пункта, нарушают как Законы "О коммерческой тайне", "О банковской деятельности", "О милиции", "О государственной службе", так и уголовный кодекс в части вторжения в частную личную жизнь, незаконного проникновение в помещение, незаконного доступа к информационным системам, превышения служебных полномочий, незаконной предпринимательской деятельности, а также преступлений более серьезных, связанных с вербовкой - шантаж, угроза насилия, подкуп.
Поэтому эти методы приведены в позновательно-ознакомительных целях, а также организации противодействия и их использование настоятельно не рекомендуется.
ü Использование связей в государственных органах власти
ü Использование связей в правоохранительных органах
ü Использование связей в криминальной среде
ü Использование связей в банковской сфере
ü Копирование данных информационной системы конкурентов
ü Проникновение в информационную систему конкурента
ü Использование технических средств аудио, видео наблюдения
ü Вербовка персонала конкурента
ü Внедрение своего персонала в структуру конкурента
ü Наружное наблюдение за контактами ключевых лиц организации-конкурента
ü Использование существующего сексуального объекта сотрудника конкурента как источника информации
ü Организация сексуального контакта сотрудника конкурирующей организации с последующим использованием объекта как информатора.