Применение технологий деловой разведки для решения задачи управления безопасностью
Учитывая то, что деятельность по управлению экономической безопасностью входит неотъемлемой частью в систему управления общими рисками бизнес-деятельности, все подходы базовой процедуры управления рисками справедливы и необходимо применяются и здесь. При этом подходы деловой разведки применяются на всех стадиях базовой процедуры.
Рисунок 3 Базовая процедура управления рисками
Определение организационного контекста:
цели, стратегии и задачи организации,
основные заинтересованные стороны,
взаимосвязи с окружением,
определение критериев оценки рисков. Задачи деловой разведки — изучение обстановки и бизнес-процессов, выявление ключевых тематик и взаимосвязей. Взаимодействие с топ-менеджментом компании, получение от него однозначного понимания об имеющемся «вкусе к риску» — граничных условий для последующей оценки. Мониторинг изменений в бизнес процессах и «вкусе к риску».
Идентификация рисков:
составление перечня факторов, которые могут повлиять на деятельность организации. Задачи деловой разведки — выделение из исторического контекста и результатов коммуникации с топ-менеджментом компании влияющих факторов. Мониторинг появления новых факторов и исчезновения старых.
Оценка рисков:
определение величины возможных результатов (позитивных или негативных) воздействия неопределенных факторов и вероятность (правдоподобность) их наступления. Задачи деловой разведки — оценка вероятности проявления тех или иных факторов риска и подверженность компании тому или иному риску. Мониторинг тенденций изменения вероятности их проявления.
Установление приоритетов рисков:
упорядочивание факторов риска с целью отбора наиболее значимых с точки зрения влияния на деятельность организации. Задачи деловой разведки — классификация рисков с точки зрения их значимости, объединение рисков, имеющих сродство, в группы по видам. Мониторинг тенденций изменения значимости групп рисков.
Выбор способа обращения с рисками:
выбирается способ обращения с выделенными видами рисков и разрабатываются сценарные планы, предписывающие действия в случае наступления неблагоприятных событий.
производится интеграция частных методов управления отдельными рисками в целостный план, что позволяет скоординировать действия на уровне организации в целом. Задачи деловой разведки — разработка совместно с другими службами компании возможных альтернативных сценариев управления отдельными группами рисков. Прогноз их эффективности, представление менеджменту рекомендаций для выбора наиболее эффективного плана управления рисками на уровне компании. Мониторинг и оценка отклонений реальных результатов от запланированных и выработка предложений по их коррекции.
Наблюдение за факторами риска:
отслеживаются факторы, входящие в модель деятельности, и в случае появления тенденции их выхода за определенные границы выполняется корректировка деятельности организации по сценарию, составленному на этапе планирования. В случае необходимости вносят изменения в содержание процедуры управления рисками, критериев и алгоритмов их оценки.