Корпоративная разведка в России
Отечественная "конкурентная разведка" (или "бизнес-разведка" - Прим. редактора SecRu) - явление уникальное и специфичное. Об этом мы не раз писали на страницах журнала "Мир безопасности". Пока одни громко спорят о том, какими методами она должна вестись, другие тихо занимаются сбором и анализом информации, а третьи пытаются зарабатывать деньги на подготовке кадров для этой сферы бизнеса. При этом сейчас никто не сможет точно сказать, а что такое российская конкурентная разведка (далее - КР) и чем должны заниматься специалисты, которые работают в этой сфере.
Начнем с терминологии. В отечественной литературе термин "разведка" подразумевает сбор информации всеми доступными средствами, а не только с помощью анализа "открытых" источников. Говоря другими словами, кроме чтения газет и журналов, путешествия по Интернету, работе со специальными Базами Данных, человеку приходиться участвовать в активных мероприятиях. Это не только вербовка потенциальных источников информации но, например, использование "легенды" при посещении офиса конкурирующей компании. Понятно, что это предъявляет особые требования к подготовке таких профессионалов.
Чему и как учить?
Все зависит от "правил игры" в сфере отечественной КР. Если признать, что специалисты КР должны заниматься исключительно информационно-аналитической деятельностью, то тогда их нужно готовить так же, как и маркетологов. Ведь те и другие изучают ситуацию на рынке и определяют стратегию и тактику родной фирмы. Этой точки зрения придерживаются сторонники "классической" (западной) технологии КР.
Многие в России считают, что основная задача специалиста КР - защита фирмы от различных внешних угроз. Не важно, будет это агрессивная ценовая политика конкурента, проверка потенциального партнера или что-то еще. Понятно, что кроме дисциплин экономического профиля нужно изучать юриспруденцию, финансы и т. п. В силу ряда причин, о них будет рассказано ниже, эту позицию активно "озвучивают" представители нескольких учебных заведений, где готовят специалистов по экономической безопасности.
Есть и третья точка зрения - тех, кто на практике реализует отечественный вариант КР. Да, они честно признают, что иногда в своей работе используют оперативно-розыскные мероприятия, но при этом они не утверждают, что их бизнес - "конкурентная разведка". Все зависит от специфики заказа. Понятно, что подготовка обзора о ситуации на отдельном сегменте рынка - это КР, а справка о конкурирующей компании - что-то другое.
Ведь в перечень оперативно-розыскных мероприятий входят, например: сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; опрос; наведение справок; наблюдение, оперативное внедрение и т.п.