С чего начинается Родина?
Пока теоретики спорят о том, чему и как учить, практики утверждают, что сейчас в нашей стране специалисты по конкурентной разведке просто не нужны. Количество отечественных пользователей их услуг измеряется тысячами. Их потребности способности удовлетворить уже работающие на рынке компании.
Большинство потенциальных потребителей, по разным причинам, не будут в ближайшие годы пользоваться услугами аналитиков, а предпочтут другие методы добычи необходимой им информации.
Теоретически, услугами российских специалистов КР должны быть востребованы западными компаниями. А вот на практике этого не происходит. Почему? Есть две основных причины. Во-первых, пока Россия не стала страной с привлекательным инвестиционным климатом.
А, во-вторых, существует статья 275 (Государственная измена) УК РФ. Она карает не только за шпионаж и выдачу государственной тайны, но и "иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации". Отечественные специалисты, работающие в сфере КР, серьезно рискуют, когда выполняют заказы зарубежных компаний. Были случаи, когда различные исследования, например, экономическая и политическая ситуация в отдельном регионе, заказывали иностранные спецслужбы.
В стране, где на протяжении семидесяти лет советской власти агенты и сотрудники внешней разведки, наравне с инженерами, конструкторами и учеными, участвовали в становлении и развитии всех отраслей промышленности, услуги специалистов "конкурентной разведки" будут всегда востребованы. При этом подготовка профессионалов никогда не будет поставлена на поток, а их деятельность будет всегда оставаться "в тени" .
Заключение
Конкурентная разведка — это узкое направление, которое должно отвечать основной цели — построению системы борьбы с конкурентами, т.е. создания комплекса мероприятий по получению и обработке данных о конкуренте: имущественных, финансовых и управленческих ресурсах, возможностях и уязвимости, а также о ближайших и стратегических планах.
Фактически КР — это служба, обеспечивающая руководство предприятия (под предприятием здесь понимается любая организация, от ИЧП до государства или межнациональной корпорации включительно) информацией, необходимой для превентивного принятия решений.
Различают два вида работы службы КР: стратегическая КР и оперативная КР. Задачи стратегической КР по смыслу близки задачам стратегического планирования и маркетинга и сводятся к прояснению структуры и динамики того поля хозяйственно-экономической деятельности, на котором работает (или собирается работать) предприятие, с выявлением и анализом всех конкурентов и контрагентов на этом поле. Оперативная КР решает острые задачи негативного взаимодействия с конкретным конкурентом и частенько действует на грани этически и юридически приемлемых норм и средств.
Основными целями КР являются: определение истинной стратегии конкурентов для корректировки собственной стратегии; определение потенциала конкурентов (об их сильных и слабых сторонах) для корректировки собственной стратегии; определение организационных, финансовых, технических и других способов обеспечения конкурентных преимуществ для целей возможного копирования или нейтрализации; оценка общей емкости рынка через сумму долей конкурентов для оценки состояния отрасли по изменению динамики; оценка степени выгодности условий сотрудничества с теми или иными поставщиками и покупателями.