Построение дерева целей
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики. Что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись на одна организация, независимо от ее размеров специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа – «дерева целей» (рис. 1.) [6].
«Дерево целей» представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации и их взаимосвязи [7].
Миссия и цели ОАО «ЭнергоСиб» представлено на рис. 1.
«Дерево целей»
Миссия |
Обеспечение доступной электрической энергией жителей Новосибирской области. |
(главная цель) | ||||||
0 уровень |
Основные |
цели | ||||||
Создание организации | ||||||||
1 уровень |
Задачи, конкретизирующие подцели | |||||||
Строительство, аренда или покупка КЭС |
Учреждение Общества | |||||||
Финансирование объекта |
Заключение договоров о строительстве КЭС |
Регистрация Общества | ||||||
2 уровень |
Направления решения задачи | |||||||
1.1. Покупка КЭС |
1.2. Строительство КЭС |
1.3.Аренда КЭС | ||||||
Рисунок 2 - Дерево целей ОАО «ЭнергоСиб»
Целеполагание должно проводиться в условиях анализа факторов макро- и микросреды.
Макросреда – внешние по отношению к организации факторы, оказывающие влияние на ее деятельность. К ним относятся: экономические факторы, политические, демографические, технологические, природно-климатические, географические, образования и религия.
Рассмотрим влияние различных факторов макросреды на деятельность ОАО «ЭнергоСиб». Изменение каждого из них практически всегда в конечном итоге приводит к изменению прибыли. Повышение налогов на производство снижает ее, снижение повышает. Также государство может упростить или усложнить лицензирование самого предприятия или какой-то его деятельности, что также скажется на функционировании организации. Изменение потребительского дохода может привести к тому, что начнут меньше потреблять электроэнергию, но никогда не откажутся от нее полностью. Появление новых технологий, может привести к тому, что другие фирмы смогут продавать свою продукцию дешевле из-за снижения издержек. Тогда перед ОАО «ЭнергоСиб» встанет задача внедрить эти технологии у себя, либо разработать еще более новые, что потребует затрат.
Микросреда – внутренние по отношению к организации факторы, оказывающие влияние на ее деятельность. К ним относятся какие-либо изменения, связанные с поставщиками, конкурентами, потребителями.
Любая политика конкурентов может уменьшить доход предприятия «ЭнергоСиб» (рекламная компания, снижение цен, внедрение новых технологий). При этом потребуются немалые затраты для ответных действий. Велика зависимость фирмы от поставщиков. Поэтому важно, чтобы они были надежными. Поставщики могут повлиять на деятельность фирмы изменением цен и условиями поставок. Потребители могут оказать влияние, изменив спрос на продукцию, переключившись на другого продавца и т.п. Чтобы предостеречь себя, фирма должна следить за рынком, быть в курсе всех событий.