Типология напряженности
Современный человек вынужден сосуществовать в пространстве бесконечно меняющейся ситуативной напряженности, вольно или невольно становясь частичкой массовидной напряженности, возникающей в пространстве людских движений, будь то пассажиры метро, уличная толпа или митингующее сообщество.
Интенсивность и многообразие бытийных проявлений предопределяют распространение таких типов напряженности, которые отвечают признакам стрессовых состояний — депрессии, тревожности, эмоционального дискомфорта.
Подобные обстоятельства обусловливают и развертывание таких видов напряженности, которые способствуют формированию потенциала жизнеспособности тех или иных субъектов бытия.
Диалектичность и вариативность — естественные признаки социальной, онтологической напряженности.
Базовым условием бытия и человека и человечества является интеллектуально-волевая напряженность, представляющая собой концентрацию интеллектуальных и волевых ресурсов для реализации тех или иных жизненных устремлений.
К классу наиболее глубинных переживаний как проявлений интеллектуально-волевой напряженности следует отнести: переживания рода, пола, судьбы, смысла, наслаждения, страха, сделанного, собственных достоинств и изъянов, социальных условий и обстоятельств.
К разряду субстанциональных типов внутренней жизненной, социальной напряженности следует отнести духовную напряженность, способность человека к мобилизации и использованию волевых ресурсов, творческую напряженность [12, c. 124].
Естественным типом духовной напряженности является вера. Ресурс веры не ограничен лишь внутренним пространством саморефлексии, а проецируется в социально значимые жизненные установки и ценностные ориентиры, входя в структуру духовных детерминант социализированной напряженности. «Вера, — отмечал С.Н. Булгаков, — есть путь знания без доказательств, вне логического достижения, вне закона причинности и его убедительности».
Предмет веры многогранен и многолик. Есть вера в добро, справедливость, вера в близкого человека, в собственные силы, в свою судьбу.
Вера придает жизненной, социальной напряженности дополнительные импульсы целеустремленности. Особенно значимы для рассмотрения феноменов конструктивной и деструктивной напряженности ресурсы религиозной веры. Принято считать, что субъект религиозной веры более конкретен в своих жизненных проявлениях, более мягок и корректен в личностных отношениях. Действительно, многие исторические факты свидетельствуют в пользу подобной точки зрения. Истинная вера гуманизирует жизненную, социальную напряженность.
Но ценности жизни, здоровья, счастья, богатства, семейного благополучия, профессиональной состоятельности и т.д., выступая ориентирами социальных устремлений, предполагают необходимость концентрации-напряженности волевых, интеллектуальных и иных ресурсов для реализации своих аксеологических притязаний.
Аксеологическое самоопределение, в свою очередь, обусловливает напряженность целеполагания. Ключевым феноменом человечности человека является напряженность осмысления себя и иного. «Мы еще далеки от осмысления, пока просто что-то осознаем, — писал известный немецкий философ Мартин Хайдеггер, — осмысление требует большего . Путем осмысления мы достигаем места, откуда впервые открывается пространство, вымеряемое всяким нашим действием и бездействием [13, c. 56].
У осмысления другая сущность, чем у осознания и научного познания, и даже другая сущность, чем у культуры и образования».
Творческая напряженность может быть альтернативой, способной противостоять «проискам» жизненного, интеллектуального рационализма и утилитаризма, феноменам духовной расслабленности.
К сожалению, в эпоху всеобщей упорядоченности и унификации проблематика творческого напряжения как конструктивно-созидательного ресурса не стала предметом комплексных междисциплинарных исследований, в том числе и в отечественных гуманитарных науках.
Интеллектуальная творческая напряженность в криминальном мире становится высокоценимым ресурсом, включая организованный бандитизм и терроризм.
Субъекты творческой, деструктивно ориентированной интеллектуальной напряженности значимы в пространстве межличностных, социальных конфликтов, выступая нередко в роли их генерирующего потенциала.
Важнейшим индикатором творческой интеллектуальной напряженности является степень вовлеченности личности в проблемное бытие, ее способность к восприятию и сопереживанию проблем.
Творческая напряженность значима в сфере современного профессионализма, особенно если ее предметом являются личностные взаимоотношения, человеческие, управленческие ресурсы. Естественным компонентом личностно ориентированного профессионализма является научное творчество. Принято много писать и говорить об ускорении процесса старения научно-технологических знаний в производственно-технической сфере, но девальвации подвержены и гуманитарные, социальные парадигмы.