Управление инновационной деятельностью торговой организации
Электронная коммерция, как показывает весьма успешный опыт западных стран, – это эффективный инструмент ведения бизнес-процессов. Интернет-магазин требует гораздо меньших расходов, чем обычный офлайновый магазин, можно создавать сразу несколько дублирующих площадок, не нужно тратиться ни на аренду торгового помещения, ни на оборудование и его содержание, не нужно оплачивать коммунальные платежи.
Интернет-магазин обеспечивает глобальное присутствие. Рамки электронной коммерции определяются не национальными границами, а распространением сети Интернет в мире. Это позволяет даже мелким компаниям заниматься бизнесом в мировом масштабе. Соответственно расширение рынка сбыта в рамках других регионов страны, а порой и выход на рынок других стран.
С помощью интернет-торговли происходит персонализация продаж. С помощью средств электронной коммерции компании могут получать информацию о запросах и требованиях каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять товары и услуги, соответствующие их требованиям. Можно продавать товар даже тот, который в данный момент отсутствует в наличие на складе фирмы, соответственно можно получать прибыль не замораживая денежные средства.
Возможности обратной связи с клиентами невероятно высоки, ведь по «вопросам консультанту» и по официальным запросам явно прослеживаются тенденции рынка, потребности потребителей. И все эти потребности всегда дойдут до административного аппарата фирмы, что в обычной коммерции происходит гораздо сложнее.
Кроме того, можно проводить различные маркетинговые опросы, касающиеся товарной номенклатуры, условий обслуживания, а так же анкетирования, направленные на исследование самих клиентов.
Для клиентов привлекательность интернет-магазинов сложно переоценить. Во-первых, это возможность глобального выбора с минимальными затратами по времени, возможность быстрого сравнения предложений, а так же обмен мнениями. Во-вторых, удобство совершения заказов и покупок в удобное клиенту время.
В связи с этим все больше растет рынок предложений и необходимо не отставать от конкурентов, и выходить на новые рынки сбыта, расширяя уже существующие.
Процесс инвестирования принято реализовывать с помощью разработки и последующего выполнения инновационного проекта. Важную роль при этом играет его правильная оценка, что определяет актуальность данной работы.
Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов разработки инновационной деятельности. На основании цели были поставлены следующие задачи:
· дать определение и описать основные инновационной деятельности;
· проанализировать различные методы оценки инновационных проектов;
· раскрыть сущность создания инновационного объекта на примере приедприятия.
Объектом исследования работы являлся инновационная деятельность ООО «Зазеркалье».
Теоретическая основы инновационной деятельности на предприятиях
нновационное развитие и инновации
Одной из наиболее значимых характеристик внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее высокая подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым[1].
Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компании, а именно их способности четко и адекватно реагировать на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции внедрения новых технологий производства, и сбыта, реструктуризации усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий[2].
В результате, инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии современных корпорации, а инновативность – мощнейшим конкурентным преимуществом.
Осуществляя инновационную деятельность, современные компании, Как правило, преследуют цель долгосрочной эффективности функционирования на рынке. Для достижения данной глобальной цели реализуются следующие специфические задачи:
· увеличение рыночной доли;
· выход на новые целевые рынки;
· создание имиджа гибкой инновативной компании;
· продление или, наоборот, сокращение ЖЦ товаров основного ассортимента;
· диверсификация деятельности[3].
Современная инновационная деятельность компаний выходит далеко за рамки только лишь научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта. Продуктовые инновации были и остаются важным стратегическим фактором развития, однако все чаще компании в процессе конкурентных действий используют целый комплекс нововведений, затрагивающий все сферы и области управления. Внедрение новых маркетинговых мер и подходов, реструктуризация компании, переход к новым типам и методам управления корпоративными ресурсами также становятся стратегическими целями компании, причем наиболее эффективная инновационная политика строится на одновременном параллельном внедрения различных типов нововведений[4].
На основе комплексного подхода к инновационному процессу можно предложить определение инноваций как целенаправленно проводимых изменений во всех сферах хозяйственной деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения долгосрочной эффективности функционирования компании. Инновации в широкой интерпретации – это научно-технический прогресс в рамках отраслей, стран и регионов. А в узком смысле под инновациями следует понимать конкретные нововведения на фирме[5].
Такое понимание «инноваций» дает возможность выделения инновационного менеджмента как процесса управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций.
Изучение деятельности современных компаний позволяет выделить и ряд общих принципов эффективного управления инновациями. В первую очередь это комплексность и перманентность инновационной деятельности. Комплексность предполагает создание поддерживающей системы, позволяющей максимально эффективно использовать преимущества от продуктовых инноваций. Основными составляющими данной системы являются: инновативная организационная структура, стимулирующая творчество и новаторство политика управления персоналом, новые и усовершенствованные технологии производственных процессов и, наконец, инновационный маркетинг, направленный на создание уникальных рыночных условий реализации нового продукта[6].
Таким образом, достигается максимально высокий уровень инновативности компании, не позволяющий конкурентам пользоваться преимуществами копирования новинок.
Перманентность инновационной деятельности преследует те же цели и достигается путем создания глобальной инновационной базы, которая позволяет использовать одни и те же ресурсы и ноу-хау для постоянного внедрения продуктовых инноваций. Оба вышеназванных принципа инновационного менеджмента являются основополагающими при стратегическом планировании инноваций и рассматриваются более подробно в главе, посвященной планированию инновационной деятельности[7].
Среди прочих принципов современного инновационного менеджмента можно назвать:
· обязательное целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для достижения корреляции между глобальными стратегиями компании и специфическими целями конкретных инновационных проектов;
· сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследовании и разработок (R&D), инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами;
· коллегиальность в принятии важнейших инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и служащих в процессе планирования нововведений[8].
К основным функциям инновационного менеджмента относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности. Исходя из перечисленных функций можно выделить основные этапы (фазы) осуществления инновационного менеджмента:
· сбор и анализ информации;
· постановка целей инновационного процесса;
· разработка общих инновационных стратегий;
· принятие управленческих решений;
· планирование инновационного процесса по фазам;
· учет и контроль;
· корректировка целей и планов.
Таким образом, слово «инновация» по смыслу идентично слову «нововведение», оно рассматривается как развивающийся комплексный процесс создании, распространения, использования новшества, которое способствует развитию и повышению эффективности инновационной деятельности.
Инновационный менеджмент это процесса управления нововведениями, основанного на применении присущих менеджменту принципов и функций.
К принципам современного инновационного менеджмента можно отнести: обязательное целепологание; сочетание централизации; коллегиальность. К основным функциям относят: планирование, маркетинг, организацию, контроль и анализ эффективности инновационной деятельности[9].
- Предпосылки развития инновационной деятельности
- Проблемы развития инновационной деятельности в России
- Характеристика деятельности ООО «Зазеркалье»
- Результат проекта создания интернет-магазина ООО «Зазеркалье»
- Календарный план проекта
- Расчет затрат на создание проекта
- Оценка риска создания инновационной деятельности
- Оценка эффективности инновационной деятельности
- Краткая аннотация проекта
- Техническое задание календарный план, таблица
- Прогноз дохода проекта