Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
В принципе, напряженность между различными группами работающих и, в первую очередь, между группами управляющих и управляемых, есть такой феномен, который существует объективно и избавиться от которого вряд ли возможно и необходимо. Но различия, существующие объективно, могут в определенных ситуациях превращаться в большую социальную напряженность и конфликтность. Поэтому задача состоит не в том, чтобы устранить социальную напряженность, конфликтность полностью, а в том, чтобы изменить систему социальных отношений, изменить ситуацию, вызвавшую повышенную напряженность. Если не сделать этого, то различие приводит к конфликту, а последний перерастает в противоречие, нередко антагонистическое. Регулирование социальных отношений может в значительной степени смягчать социальную напряженность или хотя бы не доводить ее до противоречий, тем более бескомпромиссных, деструктивных и тем обеспечивать развитие социальной общности.
В ходе исследования нами были изучен генезис напряженности, который во многом предопределяется растущей плотностью, интенсивностью общественных отношений, неуверенностью, проблематичностью существования и самовыражения, ролевым, функциональным многообразием, усиливающимся давлением объективных обстоятельств, норм и правил поведения.
В результате, исследования типологии напряженности мы пришли к выводу, что существует несколько подходов к типологии напряженности. В качестве базовых принципов ученые используют онтологические, экзистенциальные, аксеологические, гносеологические признаки и критерии, а так же признаки распространенности, степени концентрации и культуры. Особое внимание уделяют социальной напряженности. Мы обозначили виды и формы социальной напряженности.
В ходе исследования нами были выявлены особенности социальной напряженности в муниципальном образовании на современном этапе. Оценив социальную напряженность в г.Нижнекамске, мы пришли к выводу, что социальная напряженность в г. Нижнекамске находится на высоком уровне.
Для составления рекомендаций нами был изучен опыт социального программирования в России и проанализирован позитивный опыт снижения социальной напряженности в в регионах России.
В качестве рекомендаций по снижению социальной напряженности мы предлагаем долгосрочную социальную программу «Социальная поддержка жителей Нижнекамского муниципального района».
Реализовав поставленные задачи, нами были выявлены факторы, снижающие социальное напряжение в муниципальной среде управления и составлены рекомендации по снижению социальной напряженности, а значит цель нашего исследования достигнута.
Приложение А
Логическая структура инструментария
Таблица А.1 - Логическая структура инструментария
Операциональные понятия |
Индикаторы |
Тип шкалы измерения |
Номер вопроса в анкете |
1 |
2 |
3 |
4 |
Реакция респондента на проблемы личного характера |
Оценка активности в решении проблем личного характера |
ранговая |
1 |
Оценка респондента актуальности городских проблем |
Виды городских проблем |
ранговая |
2 |
Оценка респондента основных жизненных ценностей |
Виды ценностей |
ранговая |
3 |
Оценка респондента основных жизненных потребностей |
Виды потребностей |
ранговая |
4 |
Уровень дохода респондента |
Денежные доходы в рублях |
интервальная |
5 |
Влияние размера заработной платы на степень удовлетворения потребностей респондента в продуктах питания |
Степень удовлетворения |
ранговая |
6 |
Оценка респондента собственного психологического состояния |
Индивидуальная оценка психологического состояния |
ранговая |
7 |
Оценка респондента эмоционального состояния знакомых и близких людей |
Виды эмоционального состояния |
номинальная |
8 |
Оценка респондента неформальных отношений между соседями |
Качество оценки неформальных отношений |
ранговая |
9 |
Помощь со стороны родных, друзей и близких Отношение респондента к частой смене Глав муниципального образования |
Виды помощи Форма личной реакции |
номинальная ранговая |
10 |
11 | |||
Оценка респондента эффективности деятельности администрации города |
Уровень эффективности |
ранговая |
12 |
О доверии респондента органам местной власти |
Степень доверия органам местной власти |
номинальная |
13 |
Номер вопроса в анкете |
Индикаторы |
Тип шкалы измерения |
Номер вопроса в анкете |
Участие в городских мероприятиях |
Виды мероприятий, в которых участвовал респондент в течение последнего года |
номинальная |
15 |
Информированность о существовании объединений жителей города |
Факт информированности |
ранговая |
16 |
О желании участвовать в работе объединений жителей города |
Индивидуальная оценка |
ранговая |
17 |
О влиянии активной жизненной позиции жителей на общую ситуацию в городе |
Индивидуальная оценка качества влияния |
номинальная |
18 |
Оценка политической активности жителей города |
Степень активности |
ранговая |
19 |
Участие в митингах против роста цен и падения уровня жизни |
Оценка возможности индивидуального участия |
номинальная |
20 |
Причины побуждающие к участию в общественной жизни города |
Индивидуальная оценка причин |
номинальная |
21 |
О любви к городу |
Факт любви |
ранговая |
22 |
О желании переехать в другой город |
Индивидуальная оценка |
номинальная |
23 |
Пол |
Пол |
номинальная |
24 |
Возраст |
Число лет |
интервальная |
25 |
Семейное положение |
Состояние в браке |
номинальная |
26 |
Образование |
Уровень образования |
ранговая |
27 |
Социальное положение |
Уровень соц. полож. |
ранговая |
28 |