Экономическое обоснование внедрения программы обучения персонала
Оценка эффективности процесса обучения позволяет решить следующие задачи: осуществление контроля над реализацией программных пунктов системы обучения; анализ и корректировка слабых сторон; мониторинг эффективности, качества; мониторинг результативности обучения; разработка и внедрение корректирующих мероприятий.
Расходы на обучаемый персонал могут быть рассчитаны следующим образом: (Рп
)= кол-во обучаемых сотрудников* заработная плата в расчете на день* количество дней обучения, по формуле 3.1.
Рп =
n * к *
t д
, (3.1)
Где: Рп -
расходы на обучаемый персонал, руб.;
n
-кол-во обучаемых сотрудников, чел.;
к -
заработная плата в расчете на день, руб.;
t
д-количество дней обучения по программе.
Рп
= 10 (чел.)* 300 (руб.)*10 (дн.) = 30000 (руб.)
Сумма затрат на обучение, по формуле 3.2.
З = Зоб + Рп, (3.2)
Где: Зоб – затраты на обучение по программе, руб.
Итак, З = 23996 + 30000= 53996 (руб.)
Проведенное обследование показало, что спустя 2 – 3 года, персонал начинает «деградировать», если он не обучается: использует старые технологии и методы работы, а, следовательно, ухудшается качество услуг. Для того чтобы своевременно выявлять «узкие» места в работе горничных, руководство гостиницы осуществляет доплату в размере 10% к заработной плате 3 горничным (старшие горничные). В случае обучения 1 раз в 3 года по такой программе всех горничных, необходимость в доплатах отпадает. Следовательно, экономия фонда оплаты труда составит 9000 * 0,1 * 12 * 3 * 3 = 97200 руб.
Итак, можно рассчитать эффективность проведенной программы обучения, которая будет рассчитываться как прирост прибыли за счет экономии фонда оплаты труда деленный на затраты на программу, по формуле 3.3.
Э пр. = ФОП /
З,
(3.3)
где ФОП –
экономия фонда оплаты труда, руб.
З –
сумма затрат на обучение по программе.
Э пр. = 97200/53996=1,8
Таким образом, эффективность обучения составила 1,8.
Иными словами, каждый затраченный рубль на обучение дает эффект в размере 1 руб. 80 коп. Это действительно хороший результат, который говорит о том, что персонал фирмы адаптивен к новациям и реагирует на обучающие программы должным образом.
Подобные выводы должны иметь для руководителей решающее значение и привести к росту инвестиций в человеческий капитал.
Такой показатель эффективности образовательных программ лишь частный пример, но эффективность инвестиций в образование подтверждена многочисленными исследованиями и расчетами.
Опыт развитых стран показывает, что при прочих равных условиях продуктивность труда и доходы возрастают с увеличением затрат на общее и специальное образование.