Проблемы стандартизации профессионального образования
- упорядочить права и ответственность всех форм профессиональной подготовки, всех субъектов системы профессионального высшего образования, установить преемственную связь последней в условиях непрерывного образования;
- обеспечить конвертируемость высшего профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.
В зависимости от области применения и уровня утверждения различают следующие виды стандарта профессионального высшего образования:
- международный, разработанный в соответствии с международными нормативами;
- государственный (федеральный, национальный), установленный правительством страны или уполномоченным им органом;
- региональный, разрабатываемый для отдельных регионов в соответствии с их межотраслевыми и специфическими условиями и устанавливаемый региональными органами власти.
Государственный образовательный стандарт, как существенно новая в отечественной и мировой образовательной практике и социальной политике категория, это:
- средство переосмысления на современном этапе целей и содержания образования, пути их обновления;
- форма возрастающей ответственности государства за уровень образованности нации и достижения консенсуса относительно общественно значимого общенационального содержания образования;
- метод рефлексии общества относительно обновленных назначения и роли образования как современного социокультурного проекта и социальной технологии;
- путь поддержания образовательного разнообразия, упорядочения вариативной и диверсифицированной образовательной практики;
- ключ к решению проблемы объективизации контроля над результативностью образовательных систем и качеством образования;
- фактор динамичного роста образованности граждан на принятых этапах, ступенях и уровнях образования;
- способ прогностического проектирования национального образовательного продукта, в наибольшей степени гармонизирующего запросы личности, общества и государства;
- механизм парадигмального переоснащения образования в пределах национальной образовательной культуры;
- фактор демократизации образовательной политики и борьбы против дискриминации в области образования;
- средство поддержания общецивилизованного уровня образованности в мире;
- основа типологизации образовательных учреждений по типам, видам и категориям, при которой сами образовательные стандарты не ведут к стандартизации образовательных учреждений;
- один из путей упорядочения академического профессионального признания документов об образовании.
Приведенная информация относится к системе образования вообще.
Основными объектами стандартизации профессионального высшего образования (ВПО) являются:
- характеристика направления (специальности), включающая описание сферы, объекта и видов профессиональной деятельности, структуру организационных форм подготовки, присуждаемую академическую степень, нормативную длительность обучения данному направлению (специальности), возможности продолжения образования;
- системно сконструированные требования к уровню подготовленности лиц, завершивших профессиональное обучение по программе направления (специальности), включающие общие требования к образованности выпускника, требования к усвоению знания, формированию методов познания и деятельности, а также комплексной подготовки к профессиональной деятельности по циклам дисциплин;