Проблемы стандартизации профессионального образования
- устраняются проявления бессистемности, дискретности, случайного подбора предметов, эклектичности;
- на элективные курсы отводится 25-30 % объема времени;
- предусматривается обязательность математики и одного из предметов естествознания для будущих гуманитариев, равно как иностранного языка и одного предмета общественных наук для будущего математика/физика;
- предусматривается изменение подхода к дифференциации, на I и II уровнях по 15 СЕВ - единая учебная академическая подготовка [32].
В Великобритании образовательные стандарты разрабатываются и функционируют на основе правительственного документа "Национальный учебный план" (National Curriculum) - NC, созданного на неконкурсной, неконкурентной основе (1987) и вводившегося поэтапно (1991-1995), и "Закона об образовании" (1988) [15]. Особенности английских образовательных стандартов:
- NC включает 10 учебных предметов, в том числе 3 дисциплины, образующие ядро программы - (foundation subjects), и выступает как широкий и сбалансированный единый учебный план;
- стандарт предусматривает наличие продвинутых целей и уровней для поступления в университет;
- распределение времени между предметами осуществляется по усмотрению учебного заведения;
- стандарт предусматривает: объем времени, отводимого на государственный учебный план, должен составлять 70-75 %;
- стандарт обеспечивает непрерывность и преемственность образования посредством поэтапного построения курсов и регулярного контроля уровней обученности;
- стандарт определяет количество разделов и их содержание для каждого этапа;
- стандарт предусматривает возможность вариативности и дифференциации обучения (разным предметам - разные подходы) путем выделения "основных" (Core Study Units) и дополнительных (Supplementary Units) разделов;
- стандарт обеспечивает выбор - в качестве точного адресата стандарта - учащегося;
- стандарт предусматривает обязательное овладение одним из 19-ти иностранных языков, дифференцированным по двум группам: а) языки стран ЕС; б) языки иных государств;
- стандарт вводит оценочные средства и технологии;
- стандарт вводит приоритетность в NC учебных дисциплин гуманитарной направленности (6 из 10).
Объектами стандартизации профессионального образования Великобритании выступают:
- учебные планы (контроль над учебными планами);
- работа образовательного учреждения в рамках государственной программы;
- экзаменационные требования. Уровни квалификации. Профессиональное образование Великобритании находится в ведении Министерства образования и науки, а также Министерства занятости.
Профессиональное образование Федеративной Республики Германии регулируется рядом законов. Объектами стандартизации выступают:
- Структура профессионального образования.
- Основы профессионального образования.
- Классификатор профессий.
- Продолжительность подготовки.
- Требования к знаниям и умениям.
К особенностям национальных стандартов профессионального образования Германии следует отнести:
- наличие стандартных комплексов учебно-программной документации по отдельным группам профессий (инструкция о структуре профессий, каталог старых и новых профессий, описание профессий, учебные планы, механизм проведения экзаменов);