Анализ государственных и общественных требований к специалистам сферы туризма
За оценкой авторитетных международных организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, ВТО XXI столетие может стать временем "гуманитарного поворота", переходом от деструктивного типа цивилизации с ее варварским отношением к природе, ксенофобией, жестким экономическим и политическим соперничеством к ее человекоориентированной модели. Одним из факторов формирования "цивилизации человека" является этика общения и сосуществования. Обеспечить такую культуру призваны все общественные институты - экономика, политика, дипломатия, образование, наука и искусство. Но одним из центральных звеньев, способных интегрировать человечество, преодолевать тенденции сепаратизма, вражды и взаимоподозрения, является туризм.
Своими собственными исключительно многогранными возможностями туризм способен решить целый ряд взаимосвязанных проблем высокого общественного звучания.
Одна из них - обеспечение интеграции нашего "разорванного мира", содействие усилению тенденций солидарности, комму-нитаризма. " .Благодаря прямым, спонтанным и ненастырным контактам, которые их осуществляют мужчины и женщины, которые представляют разные культуры и образы жизни, туризм, - отмечает Глобальный этический кодекс туриста, - оказывает содействие обеспечению в мировых и региональных сообществах атмосферу добрососедства и гостеприимства". Важной составной философии туризма можно рассматривать его нравственно-психологический компонент. Этика туризма - одна из форм профессиональной морали для тех, кто специально занимается этим видом общественной деятельности. Однако об определенных нормах и границах, в которых может разворачиваться туристская деятельность, люди начали задумываться задолго до появления самого термина "туризм".
Участники международного семинара "Реализация этических принципов при развитии туризма" (сентябрь 2000 г. - Тель-Авив) в особенности подчеркивали, что в поведении как туриста, так и специалиста туристского дела (туроператор, тур-агент, руководитель турфирмы и т. п.) нравственно-психологические качества займут видное место. Каждая порядочная, воспитанная личность при встрече с незнакомыми людьми старается, как правило, создать приятное впечатление, быть дружелюбным, радушным, внимательным. Другое дело, когда для отдельной части этих людей моральная культура оказывается сугубо функциональной, ведь невежливое обращение с "клиентом" угрожает успешному бизнесу. Однако, современный взгляд на туризм и его действующих лиц состоит в том, что эта форма общественной деятельности также должна в полной мере отвечать "человеческим измерениям", быть гуманно центрированной, при этом не по форме, а по сути. Не случайно профессионалы туристского дела считают, что туризм может планироваться и практиковаться как "привилегированное средство индивидуального и коллективного усовершенствования". Объединяясь с духовным раскрепощением - ведь турист - это свободный человек - туризм становится уникальным средством самообразования и самовоспитания.
"Социологическое измерение туризма" предусматривает проведение как общетеоретических, так и конкретных маркетинговых исследований, изучение туристского рынка спроса и предложений, создание системы обеспечения экономической и социальной эффективности туристских предприятий, в частности исследование организации содержательной культурно-исследовательской среды, которая, в свою очередь, активно влияет на тех, кто находится в ней. Беспокойство вызывает и тот факт, что количественное увеличение отелей и других предприятий инфраструктуры туризма не сопровождается адекватным возрастанием профессионального, квалификационного уровня их работников.