Анализ финансовой деятельности
Оценка ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу и пассиву баланса.
Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствуют сроку погашения обязательств.
Рисунок 14
Динамика ликвидности баланса ВК ЦГМ по состоянию на 2004-2007 г.
Коэффициент абсолютной ликвидности (17) показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Его нормальное значение на должно опускать ниже 0,2. Только по состоянию на 2006 и 2007г. предприятие в состоянии погасить свои обязательства немедленно. В предыдущие годы ВК ЦГМ был бы не в состоянии оплатить немедленные платежи, т.к. этот коэффициент на много ниже нормативного.
Коэффициент быстрой ликвидности (18) должен быть не менее 1. Только по состоянию на 2005и 2006г. этот коэффициент приближен к норме. По состоянию на 2007г. Кбл очень высок (9,7), что свидетельствует о высокой доле дебиторской задолженности. Следовательно, предприятию необходимо провести работу с клиентами о своевременной оплате за свои услуги.
Коэффициент текущей ликвидности (19) должен находится в пределах 1-3. На анализируемом предприятии по состоянию на 2007г. он очень завышен (15,7). Это говорит о недостаточно эффективной политики предприятия. Большая сумма денежных средств находится на расчетном счете предприятия, излишние средства вложены в запасы сырья и материалов, велика сумма дебиторской задолженности.
Выполним анализ прибыльности и рентабельности предприятия
Рисунок 15
Динамика рентабельности ВК ЦГМ за 2004-2006 гг.
Коэффициент устойчивости прибыли (20) ВК ЦГМ повысился в 2006г. по сравнению с 2005г. на 60%. На это повлияло увеличение дохода от реализации на 7,5%. Следовательно, можно сказать, что по состоянию на 2007г. финансовое положение ВК ЦГМ устойчивое.
Рентабельность оборота (21) также увеличилась в 2006г. по сравнению с предыдущими на 172,9%. На это повлияло увеличение чистой прибыли на 192,1% и увеличение дохода от реализации на 7,5%. Чем выше рентабельность оборота (марка прибыли, рентабельность продаж), тем эффективнее производственно-хозяйственная и финансовая деятельность предприятия.
Рентабельность основных фондов и оборотных активов(22),(23),(24) также увеличивается, что говорит о том, что они с каждым годом используются все эффективнее. И с каждого вложенного тенге фондов предприятие получает больше чистой прибыли.
Рентабельность инвестиций (25) на конец анализируемого периода увеличивается, т.е. следовательно, предприятие эффективно использует собственные средства
Мультипликатор (26) показывает соотношение собственных и заемных средств в активах предприятия: в 2004г. он составил 1:0,3; в 2005 и 2006г. собственные средства полностью покрыли активы предприятия.
Рентабельность использования собственных средств (27) также увеличился на конец периода на 196 %. На это повлияло увеличение размера прибыли на каждый тенге выручки на 172,9%, обеспеченность собственными средствами всех активов предприятия. С увеличение рентабельности собственных средств возрастает финансовая устойчивость предприятия (что и происходит на нашем примере).