Жизненный цикл проекта – создание воздуховода для болида формулы 1
Формула 1 не без основания считается кузницей новейших технологий. Здесь разрабатываются универсальные технические решения, которые могут быть применены в дальнейшем в дорожных автомобилях (к примеру, АПС была спроектирована Феррари в 1991году, сегодня активно обсуждается адаптация системы рекуперации кинетической энергии (KERS), которая в прошлом году использовалась на болидах формулы 1, на дорожные автомобили).
Поскольку команды строят болиды по собственным технологиям и ввиду высокой конкуренции команд, в формуле 1 постоянно рождаются оригинальные идеи, что ведет к огромному прогрессу как гоночных болидов, так и дорожных автомобилей.
Сегодня борьба в формуле 1 носит очень упорный характер, каждая команда стремится разрабатывать технические решения, которые помогут отыграть секунды (точнее, десятые доли секунды) на трассе.
На примере проекта создания воздуховода для болида формулы 1 проведена иллюстрация жизненного цикла проекта, качественные характеристики каждой из фаз проектного цикла, включающие основные мероприятия, которые проводятся на каждой из стадий.
На начальной стадии осуществляется:
1. формулирование целей проекта – оптимизация движения воздушного потока по ходу движения болида, то есть задача проекта состоит в создании такой аэродинамической системы, которая позволяла бы улучшить эффективность болида, способствовала увеличению максимальной скорости. Одной из задач проекта является получение преимущества на прямых – соответственно появляется возможность совершения обгона. Разрабатывается концепция системы, принципы ее работы. Также целью проекта является создание системы таким образом, чтобы воздушные потоки к тому же еще позволяли охлаждать мотор и тормоза, защитив его от перегрева. Воздуховод должен соответствовать в целом концепции болида – то есть, он должен отвечать 2 основным характеристикам, которые должен выполнять любой аэродинамический элемент на болиде формулы 1: создание прижимной силы, помогающая удержать машину на трассе и снижение противодействия воздуха болида.
2. осуществляется изучение проблемы, на нашем примере можно отметить, что автором идеи создания воздуховода является команда Макларен, которая не очень удачно выступила в прошлом году. И одной из самых главных проблем в болидах команды было отсутствие эффективной аэродинамики. Таким образом, Макларен на этом этапе обратил внимание, прежде всего на улучшение аэродинамических характеристик машины.
3. проводится сбор соответствующей информации – количество необходимых ресурсов, необходимости использования аэродинамической трубы, применения CFD-системы.
4. изучение регламента. Здесь очень важно обратить внимание на нормативную базу, которая запрещает любые активные аэродинамические элементы, иначе если конечный результат проекта – воздуховод, не будет соответствовать регламенту, то команда окажется в очень сложном положении, если последует запрет на использование системы, последствия могут обернуться потерей времени, ресурсов и, самое главное, сезона. К тому же, проект заложен в основу шасси, и его переналадка может обернуться потерей эффективности всей концепции болида. Забегая вперед, стоит отметить, что эта система вызвала нарекания со стороны конкурентов, техническая инспекция провела проверку на предмет соответствия регламенту системы, но в итоге воздуховод был признан легитимным, хотя его концепция и на грани регламента.
5. планирование сроков. Обычно апгрейд (модернизация) болида формулы 1 происходит на протяжении всего сезона, топ-команды обновления внедряют практически на каждом гран-при. Процесс создания болида происходит задолго до начала сезона, временные рамки определяются в соответствии с датой начала сезона, предсезонных тестов или презентации. Дедлайном (конечная дата) завершения проекта можно считать дату начала предсезонных тестов, поскольку именно на тестах осуществляется проверка эффективности системы, потому что аэродинамическая труба не дает всей полноты данных о работе воздуховода в «боевых условиях». Предсезонные тесты в этом году начались 1 февраля на трассе в Валенсии.
6. определяется состав участников проекта - техническая группа во главе с одним из лучших конструкторов формулы 1 Джеймсом Ки. На стадии инициации техническая группа рассматривает варианты применения воздуховода, альтернативы установки на шасси болида.
7. определяется бюджет проекта.
На стадии разработки основное внимание уделяется развитию уже принятой концепции проекта и отдельных ее аспектов. Процесс управления и осуществления работы делится на фазы, утверждается план выполнения работ, выделяются финансовые, человеческие и технические ресурсы, назначаются лица, ответственные за исполнение проекта.