Классификация и виды целей организации
У организации могут быть самые разнообразные цели. Для их упорядочения используется классификация по определенным критериям. Классификация целей позволяет совершенствовать механизм управления организацией и дает представление их практического использования при проектировании организации либо в процессе функционирования.
1) Одним из важнейших критериев классификации целей организации является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:
-стратегические, устанавливаемые на длительный период (от года до 5-10 лет);
-тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3-5 лет);
-оперативные, представляющие собой конкретизацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать исполнители в своей повседневной работе (в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня).
Ключевая роль принадлежит, несомненно, целям стратегического развития, определяющим главные целевые установки организации на длительный период. Они не должны входить в противоречие с целями систем более высокого уровня (отрасли, региона, страны), что является важным условием их последующей реализации.
«Стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих жизнь и лицо организации[7].»
Важным моментом разработки стратегических целей организации является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе.
«Тактические и оперативные цели организации характеризуются не только более коротким времени и горизонтом планирования, но и конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение, тогда как в составе стратегических целей немало чисто качественных установок.[8]»
Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов организации. К таким целям относятся:
-социальные (создание благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышение их образовательного и квалификационного уровня);
-экономические (укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала);
-технологические (компьютеризация, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий);
-производственные (выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства);
-административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, слаженности в работе);
- «Организационные цели - все, что касается управления, структуры и персонала фирмы, например, переход на новую организационно-правовую форму деятельности; внедрение новой организационной структуры управления; внедрение новых форм организации труда производственного и вспомогательного персонала и т.п.[9]»
-политические (защита интересов социальной группы, обеспечение демократических основ человеческого сосуществования);
-этические (защита традиций и ценностей, обязательства);
-психологические (оказать давление, избежать давления, разрешить конфликт, ролевое самоопределение) и т.д.;
2) По значимости цели подразделяются на:
-особо приоритетные (ключевые), с достижением которых, связано получение общего результата развития организации;
-приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства;
-остальные, также важные, но несрочные цели, требующие постоянного контроля.
3) Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, разрабатываются методики, имеются ресурсы и люди, способные их реализовать.