Классификация и виды целей организации
Например, планирование издержек производства представляет собой рутинную, структурированную задачу, которая решается с известной периодичностью, по заранее разработанным инструкциям и с использованием стандартной информации. Новые или разовые цели требуют особого внимания руководства, так как для их решения надо заново создавать методический аппарат, обучать людей, привлекать новые виды ресурсов, в том числе информационных.
4) В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением - поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми агентствами и пр.
5) «Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с группой целей для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений».[10]
6) Цели организации существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла: создания, роста, зрелости и завершения (спада). На первой стадии любая компания нацелена на то, чтобы:
-выйти на рынки;
-установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.);
-изыскать необходимые средства для старта и организации бизнеса;
-выжить.
«Для стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают её успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты».[11] Среди них отметим:
-дальнейшее расширение поля деятельности и рынков;
-достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса;
-совершенствование структуры управления, привлечение профессионалов.;
-стратегическое планирование деятельности;
-поиск новых финансовых источников для поддержания роста.
На стадии зрелости цели организации связаны с:
-контролем за финансами;
-использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста;
-дальнейшим совершенствованием структуры управления;
-организацией, введением новых систем и методов управления (по целям, качеству, контролю и др.).
Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением следующих проблем:
-полное прекращение деятельности и, как следствие, - продажа имущества и увольнение работников;
-продажа компании другому собственнику и адаптация к стадии жизненного цикла новой организации.