Развитие франчайзинговой деятельности в российской экономике
Франчайзинговым лидером в этой сфере, безусловно, является компания «1С», занимающаяся разработкой и реализацией программного обеспечения для обслуживания предприятий. С 1991 года она организовала по франчайзингу 3400 независимых компаний, которые продают, устанавливают и обслуживают программное обеспечение под брэндом «1С».
Впечатляющих результатов добилась компания «Кодак», которая больше 10 лет успешно развивает международную франчайзинговую программу «Кодак-Экспресс». В стране сегодня действуют 1800 франчайзинговых магазинов и салонов.
В области услуг по уборке помещений уникальную франшизу предлагает компания «Кем-Драй Россия». В ее основе – технология американской компании Chem-Dry по газированной химчистке ковровых покрытий и мягкой мебели.
Открыть бизнес в этой области можно также по франшизе компании «Primex». Эта фирма специализируется на разносторонней уборке помещений, чистке мебели, ковров, паркетных, гранитных и мраморных покрытий.
Несмотря на то, что рынок медицинских услуг у нас сегодня переполнен предложениями, франшиз в этом бизнесе почти не продается. Проявляет активность в этом секторе услуг нижегородская компания «Кронос», предлагающая франшизу на открытие салонов оптики. Наиболее активно в этом секторе рынка услуг развивается компания «Корус», организовавшая по франчайзингу 24 медицинских центра по лечению волос и кожи головы под товарным знаком «АМД Лаборатории».
В феврале 2005 года ООО «Независимая лаборатория ИНВИТРО» - крупнейшая российская сеть процедурных кабинетов лабораторной диагностики объявила о запуске программы франчайзинга. Это первый опыт в российском лабораторном бизнесе по продаже франшиз. Условия франшизы предусматривают, что франчайзи направляет собранный материал для исследования в технологический центр франчайзера и оплачивает эти услуги со специальной скидкой. Таким образом, купивший франшизу, лишь организует взятие биологического материала у физических лиц и доставку результатов анализов в соответствии с выработанными ИНВИТРО стандартами качества и сервиса. Стоимость создания бизнеса не превышает 35 тыс. долларов. Впервые в России франчайзор, в лице компании «ИНВИТРО», официально заявляет о своей готовности выкупить медицинские офисы, открытые франчайзи, (при условии соблюдения им рекомендаций франчайзора при открытии и в период функционирования медицинского офиса). В настоящий момент процедурные кабинеты «Инвитро» могут быть открыты только в Москве.
Не отличаются активностью на рынке франчайзинга и салоны красоты. Франчайзинговые пакеты предлагают в основном развивающиеся у нас зарубежные брэнды: Aldo Coppola, Jacques Dessange, Camille Albane. Единственный российский брэнд на этом рынке, опробовавший на себе эту систему развития, – это «Персона Lab». От других франчайзинговых проектов бизнеса индустрии красоты «Персона Lab» отличается четко сформулированной концепцией. Также с этого года начинает запуск программы франчайзинга сеть салонов красоты «Инфанта», организуя продажу своей франшизы через виртуальный "Магазин франшиз - DELOSHOP" - самостоятельный корпоративный проект ООО Консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса".
Американская компания «ВидеБум» решила использовать свой опыт франчайзинга в области развития видеосалонов и в России. Франшизу в той же сфере предлагает и компания «Видеолэнд», также выстраивающая сеть видеопрокатных пунктов.
Группа компаний «Климат Строй Сервис» методом франчайзинга развивает партнерскую сеть в регионах. Франчайзи этой компании занимаются продажей, установкой и обслуживанием климатической техники в домах, офисах и производственных помещениях.
Компания DIXIS работает в области дистрибьюции, розничной торговли и оказания сервисных услуг на рынке мобильной связи России. С 2002 года она развивает франчайзинговый проект «DIXIS Салоны Связи». В настоящее время в сеть входит 47 франчайзинговых салонов связи.
Московская компания «Интернет-решения», владеющая виртуальным магазином «Ozon», первая в сфере интернет-торговли решила увеличить свою сеть с помощью франчайзинга. Компания ищет партнеров среди владельцев крупных региональных информационных порталов.
Недавно заявила о себе как о франчайзере компания «Букет конфет». Фирма, используя брэнд и технологии американской «Candy Bouquet», занимается изготовлением оригинальных подарочных букетов из искусственных цветов и конфет.
Как отмечают специалисты, будущее сектора туристических услуг – за сетевыми операторами. Строительство франчайзинговой сети намного дешевле, чем построение сети корпоративной. Поэтому не так давно несколько крупных отечественных туроператоров объявили о своем намерении развиваться по схеме франчайзинга.
В настоящее время действующие франчайзинговые турсети можно пересчитать по пальцам. Это «Натали Турс», «Kuda.ru», молодая компания «Велл», «Путевочка». Две известные сети, «Машина времени» и «Магазин горящих путевок», завершили развитие своей франчайзинговой сети.