Затраты на управление качеством
Обеспечение качества продукции связано с затратами. Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.
Затраты для обеспечения качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества. В настоящее время известны следующие методы оценки затрат на качество:
с группировкой на предупредительные затраты, на контроль и устранение дефектов;
с группировкой на соответствие и устранение несоответствия.
Первый метод на сегодняшний день может применяться промышленными предприятиями для оценки затрат на обеспечение качества выпускаемой продукции. Второй подход использоваться в любой сфере деятельности при оценке затрат на обеспечение качества бизнес-процессов соответствии с выбранным методом информация по затратам на качество может быть выявлена путем введения комплексной системы внутрифирменного управленческого учета.
Затраты на качество обычно делят на следующие категории (рис.1):
затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;
затраты на и контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
внутренние затраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после продажи продукта (внешние потери).
Такая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, методов и принципов планирования, учета, контроля, анализа и регулирования затрат. Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, а затраты на устранение дефектов - убыточными.
Рисунок 1 - Составляющие затрат на качество
Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания.
На рис.2 мы видим цепочку формирования затрат и стоимости товара (услуги). Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, на каком этапе деятельности и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции.
Рисунок 2 - Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции
Под гарантиями мы подразумеваем технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя. Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.
В фирме «Toyota», например, выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества: планирование выпуска изделий, конструирование изделия, подготовка производства, производство, производственный контроль, реализация и обслуживание, проверка качества в эксплуатации. При этом гарантией качества на перечисленных этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения.