Рекомендации по совершенствованию системы адаптации и профориентации сотрудников организации
2. Использование должностных инструкций придадут большую прозрачность трудовому процессу. Необходимо чтобы, должностные инструкции описывали прямые обязанности специалиста, сферу его компетентности и ответственности, критерии оценки эффективности его работы, управленческую структуру, имеющую отношение к специалисту. И если все это в них отражено, и соответствует действительности, то компания получит отличный инструмент управления персоналом, значительно облегчающий решение таких центральных проблем как, например, адаптация и мотивация персонала.
3. Основными направлениями совершенствования отбора и найма работников в ООО «ТверьИнформПродукт» могут являться развитие индивидуального подхода к кандидату, проведение тестирования при приеме на работу, применение испытательного срока, индивидуализация трудового договора в части предоставления гарантий и компенсаций, оплаты труда наиболее ценных сотрудников.
4. Профориентационная работа в компании должна быть ориентирована на мотивацию персонала. Для хорошей мотивации работников нужно проводить тесты ориентации, различные психологические тесты. Сегодня в условиях, жесткой конкуренции, когда для достижения успеха организации необходима высокая мотивация работников и в полной мере реализация имеющихся у них способностей, более всего необходимы методики для работы с персоналом.
5. В информационном центре специальной службы, занимающейся вопросами профессиональной ориентацией не существует
Чтобы достичь указанных целей в ООО «ТверьИнформПродукт» целесообразно иметь собственное подразделение, которое будет заниматься управлением профориентацией сотрудников. Данное подразделение должно включать в себя как минимум двоих сотрудников: профконсультанта (по профессиональной ориентации) и менеджера по персоналу (который будет осуществлять отбор, проводить подготовку и следить за адаптацией сотрудников).
В осуществлении процесса адаптации непосредственное участие принимают линейные руководители.
Это подразделение должно выполнять функции, которые будут ориентированы на сотрудников, нуждающихся в помощи в профориентации и смене профессиональной ориентации, а также ориентированы на учащихся подшефных школ, стоящих перед серьезным выбором профессии, и на новых сотрудников, которые пришли в компанию или которые поменяли место работы из одного подразделения компании на другое.
Управленческое подразделение профессиональной ориентацией в ООО «ТверьИнформПродукт» должно решать определенные функции:
- исследовать и прогнозировать обстановку рынка труда, осуществлять определенную переструктуризацию отдела кадров;
- участвовать в найме и отборе сотрудников с применением описаний работ и профессиограмм, организовывать тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации;
- участвовать в расстановке сотрудников по участкам, подразделениям, проведении ротации и внутрипроизводственных переводов сотрудников внутри компании, формировании постоянного трудового коллектива;
- участвовать в отборе лидеров, выбранных из молодых сотрудников, которые обладают свойствами организатора;
- организовывать взаимодействие с системой регионального управления профессиональной ориентации на выгодных условиях для обеих сторон.
Программа оказания комплексной помощи в выборе профессии должна быть натравлена на помощь в построении реалистичного и обоснованного профессионального плана, сделанного с учетом своих возможностей, требований профессии и рынка труда. В программе должны сочетаться две основные задачи – мониторинг профессиональных намерений выпускников и экспресс-диагностика профессиональных предпочтений.
Необходимо использование анкет, построенных таким образом, чтобы они позволяли получать информацию о профессиональных планах выпускников и их обоснованности, об их уровне притязаний, мотивации и жизненных ценностях, потребности в помощи профконсультанта.
Активизирующая функция проявляется в том, что во время работы над анкетой некоторые ребята впервые задумываются о своем будущем. Если профессия уже выбрана, анкета дает возможность подростку или будущему сотруднику оценить степень осознанности своего выбора. Пример анкеты представлен в Приложении 12.
Из полученной информации можно получить определенные результаты: имеющееся представление о возможностях, требованиях профессии и рынка труда у учащихся учебных заведений и у вновь пришедших сотрудников; влияние взрослых и школы на выбор профессии; цель выбора профессии большинства выпускников.