Разработка концептуальной модели и методика создания системы менеджмента качества на примере ООО «Нефтегазинжиниринг»
Методика создания системы менеджмента качества (далее - СМК) в ООО «Нефтегазинжиниринг» разработана в соответствии с основными принципами всеобщего менеджмента качества и требованиями стандарта ИСО 9001:2000. Основой методики является концептуальная модель СМК, разработанная с применением системного подхода к менеджменту качества на предприятиях.
Методика базируется на результатах исследования основных функций управления СМК, а также на определении и анализе всех бизнес-процессов, охватывающих полный производственный цикл выпуска строительной продукции. Создание и внедрение СМК в ООО «Нефтегазинжиниринг» рассматривается как проект, реализация которого основана на методологии управления проектами.
В методике излагается последовательность действий, охватывающих все этапы создания СМК от определения целей и политики в области качества на предприятии до сертификации действующей системы.
Сущность системного подхода при построении СМК представлена в Приложении 3.
Методика включает пять этапов. На первом этапе при подготовке к созданию СМК руководство предприятия определяет политику и цели в области качества, придерживаясь следующих принципов:
- политика в области качества - это часть общей политики и стратегии предприятия;
- политика служит основой для установления целей, направленных на улучшение качества продукции.
Для выполнения работ по созданию СМК назначается ответственный со стороны руководства, организовывается служба качества и формируется команда проекта.
В состав команды проекта входят специалисты из ведущих производственных и функциональных подразделений. Сотрудники службы качества и члены команды проекта проходят обучение по специальным программам, включающим изучение требований ИСО 9001:2000, и методам проектирования СМК и разработке всей необходимой документации.
До начала работ команда проекта составляет план проведения работ, который утверждается ответственным за качество со стороны руководства. В плане определяются этапы и виды работ, исполнители, сроки и стоимость выполнения. Для определения стоимости составляется смета затрат на осуществление проекта по созданию СМК.
При разработке СМК предприятия привлекаются профессиональные консультанты. Стоимость консультационных услуг учитывается в смете.
На втором этапе проводится комплексный анализ управления качеством продукции на предприятии и разрабатывается концептуальная модель СМК. Выполнение этапа начинается с анализа существующей системы управления, сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества, а также организационной структуры и используемых методов контроля качества продукции. Процедура оценки соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии политике в области качества и требованиям стандарта ИСО 9001:2000 представлена в виде схемы (рисунок 4).
Процедура оценки соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии политике в области качества и требованиям стандарта ИСО 9001:2000 |
установление квалификационного и профессионального уровня персонала |
определение наличия соответствующего оборудования для выпуска качественной продукции |
рассмотрение методов проверки качества поставляемого сырья и материалов |
организация контроля качества в процессе производства и окончательного контроля качества готовой продукции |
Рисунок 4 - Процедура оценки соответствия фактического состояния управления качеством на предприятии политике в области качества
После анализа существующей системы управления качеством разрабатывается концептуальная модель СМК предприятия. В первую очередь определяются бизнес-процессы и по ним разрабатываются организационно-технологические схемы. Разработка организационно-технологических схем сопровождается анализом существующей системы управления и внесением изменений в производственный процесс и в организационную структуру в соответствии с требованиями ИСО 9001-2000.
По результатам проведённого анализа разрабатываются предложения по совершенствованию системы управления предприятием в целом, а также составляются планы организационно-технических мероприятий по повышению качества продукции, необходимых для внедрения и функционирования CMК.